Дмитрий Крупский
Персональный сайт

Музыка >> Студия >> Какой коктейль вкуснее? Выбираем миксер.
Июнь 2003

Звукорежиссер и музыкант Shure Worm порекомендовал использовать для сведения обязательно те программы, в которых внутренние вычисления производятся в 32-bit-float формате - например, Samplitude 2496 или SAW. Поскольку SAW у меня не оказалось, я решил сравнить работу Samplitude с вариантом сведения, который использую сам – в Cubase VST32.

Честно говоря, результат меня поразил. Прежде всего, никак не ожидал, что сведение двумя различными программами даст столь разные результаты. Я наивно полагал, что суммирование нескольких WAV файлов будет похоже на вычисление суммы нескольких чисел двумя разными калькуляторами. Не тут-то было. Результаты получились вполне различными – и при субъективном восприятии на мой не слишком тренированный слух, и при попытках оценить их объективными методами.

Замечу также, что к оценкам я подходил совершенно непредвзято, и хотя сам использую Cubase, всегда недоволен тем, что у меня получается, так что был бы только рад найти другой, лучший вариант.

Но не получилось.
В моем опыте Cubase однозначно одержал победу над Samplitude.

  Рейтинг@Mail.ru  

Рассказываю подробнее.

Были взяты треки одного из моих музыкальных творений. Восемь моно и два стерео, обычного формата WAV PCM 44100, 16 бит. Экспортировались из Cubase от начала проекта (с позиции 1.1.1.0000), примерно 50 секунд звучания. Далее эти экспортированные треки были размещены в Samplitude, и они же (для единообразия) использовались и при дальнейшей работе в Cubase.

Для простоты все эффекты были отключены. Использовалась только настройка панорамы. Два стерео и два моно канала были размещены посередине, оставшиеся шесть – по три с каждой стороны, со смещением на LR 20, 40 и 63.

В Samplitude была выбрана... internal precision, кажется? – внутреннее разрешение – 32 бита, в Cubase это происходит, насколько я понимаю, по умолчанию. Выходной файл – опять же обычный 16 бит. Dithering был отключен в обоих вариантах.

Микс формировался в Cubase методом "Export Audio". В Samplitude – двумя способами, которые я смог найти – Миксером с записью в файл, и что-то типа "экспортировать целиком VIP проект"... или "Bounce tracks >> Entire VIP"... – не помню точно, как называется, но смысл понятен.

Прослушивание сразу же показало разные уровни сигнала в результирующих файлах. Cubase был заметно тише – дБ на 2-3 по RMS (средней мощности), хотя пиковые значения, как и положено, достигали максимума. Samplitude как-будто использовал компрессор, и сравнивать было непросто, однако сразу же был слышен более густой звук басов в Samplitude, а также различия в панорамировании. Samplitude шире развел центральную часть, то есть треки, установленные на LR20 разъехались шире, чем у Cubase, ну и LR40 соответственно, тоже – ближе к краям. Мне показалось, что Cubase дал более линейную панораму.

Дальше я позволил себе при помощи SoundForge чуть-чуть поднять RMS файла Cubase для удобства сравнения. (Полагаю, что это корректная операция. Во всяком случае, дополнительная обработка могла только ухудшить качество Cubase файла, и тем не менее...)

Теперь предлагаю обратиться к первой иллюстрирующей картинке.

  Для примера в крупном масштабе приведено одно и то же место обоих WAV-файлов. Видно, что Samplitude (слева на рисунке) замылил мелкие детали формы волны. Это означает как минимум наличие более высокочастотных составляющих в файле Cubase (справа). Кроме того, именно этим и объясняется совершенно очевидная лучшая разборчивость звучания в исполнении Cubase, особенно в центре панорамы, где смешалось, напомню, 4 трека. Один из них почти не слышен у Samplitude, и по-прежнему хорошо различим у Cubase.

Честно говоря, я не почувствовал на слух различий в области высоких частот, и поэтому обратился к программе SpectraLab – анализатору спектра. Смотрите вторую картинку:
 

 

.

Приведена спектрограмма примерно 20 секунд звучания. Слева опять Samplitude, справа – Cubase. Если кто не в курсе – сверху область более высоких частот, снизу – низких. Цветом обозначается громкость звучания (мощность) соответствующей спектральной составляющей – от черной (тихий сигнал в этой области частот) – через синюю область – зеленую – желтую – красную (самый громкий). Слева направо записаны изменения спектра во времени.

Видно, что у Cubase (правая картинка) спектральные полоски протянулись выше (дальше в область высоких частот), эта область лучше прорисовалась. Возможное возражение и объяснение этого результата различной мощностью сигнала отвергаю, поскольку видно, что в области низких частот (желто-красные пятна внизу) Samplitude выглядит ярче, так что басов-то у него даже больше (но они не более разборчивы!), а вот высоких поменьше.

Ну, что еще сказать? Для меня Cubase (пока, во всяком случае!) победил однозначно. А если еще добавить эстетическое удовольствие, котороя я лично испытываю при работе с ним...

Буду рад выслушать любые отклики, пояснения, интерпретации.

Большое спасибо Shure Worm за то, что спровоцировал меня на эти опыты. По крайней мере, я лишний раз осознал, сколь широко это поле, и как много в нем возможностей для самосовершенствования.
 

  Вернуться в раздел Музыкальная Студия  

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора