Дмитрий Крупский
Персональный сайт

Фото >> Обзоры >> Olympus Camedia С-5050Z
Декабрь 2003
Часть 2 перейти к 1-й части


МАТРИЦА

Тип:
ПЗС (прибор с зарядовой связью).

Практически все цифровые камеры используют сенсоры такого типа, выпускаемые во всем мире лишь несколькими производителями.

Количество пикселей:
5 Мегапикселей.

В маркетинговых целях производители очень часто слегка округляют количество пискелей в сторону увеличения. Во-первых, определенное количество пикселей, расположенных на краю матрицы, не участвуют в формировании изображения. Во-вторых, происходит смешение понятия "миллион" (1,000,000), пришедшего из десятичной системы, и приставки "Мега-" равной двойке в двадцатой степени (1,048,576). Мы уже не удивляемся, что винчестер заявленной емкостью 80 Гигабайт реально имеет емкость не 80*(2**30), то есть 85,899,345,920 байт, как должен бы, а 80 миллиардов (80,000,000,000), что, как справедливо будет указано операционной системой "Windows", равняется 74,5 Гигабайтам.

Так что заявленные 5 "Мегапикселей" Olympus'а C-5050Z реально составляют 4,92 миллиона пикселей, или же 4,69 настоящих двоичных "Мега"...

Размер матрицы:
1/1.8 дюйма.

Смысл этого параметра довольно условен. Он традиционно приводится по аналогии со стандартами, принятыми еще в 50-х годах для передающих телевизионных трубок. Грубо говоря, диагональ получаемого на матрице изображения составляет две трети от этой, фактически условной, величины.

Размер изображения:
5.32 x 7.18 мм.

Olympus С-5050Z - это первая из пятимегапиксельных камер, в которой была использована матрица такого размера. Другие камеры, появившиеся примерно в одно время с ней (Olympus E-20, Sony DSC-717) используют бОльшую матрицу 2/3" с активной зоной 6.60 х 8.80 мм.

Вообще говоря, хорошее качество снимка легче получить с матрицы большего размера, поскольку и размер единичного пикселя там больше. Однако результаты тестов позволяют с уверенностью сказать, что использование сенсора 1/1.8" в Olympus C-5050Z было вполне оправданным.

  Рейтинг@Mail.ru  

 

ПАРАМЕТРЫ КАДРА и НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Форматы файлов:
TIFF, JPEG (с поддержкой EXIF 2.2), ORF (Olympus Raw Format).

Формат ORF сохраняет снимок в "сыром" виде, снимаемом непосредственно с матрицы. Хотя информация в формате ORF хранится в сжатом виде (размер файла всегда 7.2 Мб), это сжатие "без потерь", как и TIFF (в отличие от JPEG).

Olympus C-5050Z позволяет редактировать ORF файлы прямо внутри камеры, применяя к ним все возможные обработки, а также преобразовывать их в файлы форматов TIFF и JPEG (любого из используемых в камере разрешений). Любопытно, что при таких преобразованиях исходный кадр невозможно стереть нечаянно - это попросту не позволяется, всегда создается новый файл.

Кроме того, файлы ORF можно импортировать и во внешние редакторы. Недавно появившийся Adobe Photoshop CS предоставляет замечательные возможности корректировки сырого снимка. При импорте файла можно не только изменять (и прецезионно подстраивать) баланс белого, изменять экспозицию, резкость, контрастность и насыщенность, снижать яркостные и цветовые шумы, но даже корректировать хроматические аберрации, вносимые объективом, путем раздельного программного масштабирования цветовых матриц. Наборы параметров можно сохранять в виде пользовательских пресетов.

JPEG компрессия:
1:4 или 1:12.

Поскольку эффективность сжатия JPEG сильно варьируется от снимка к снимку (в зависимости от сложности изображения), это ориентировочные усредненные числа. Еще более грубо можно сказать, что это примерно соответствует уровням качества 11 и 9 соответственно (по шкале в 12 ступеней, используемой в Photoshop'е).

Разрешения кадра:
3200x2400 (формат с экстраполяцией - 7.5 Мегапикселей)
2560x1920 (родные 5 Mегапикселей)
2560x1696 (то же, с соотношением сторон 3:2)
2288x1712 (4 Мп)
2048x1536 (3 Мп)
1600x1200 (2 Мп)
1280x960 (1.2 Мп)
1024x768 (XGA)
640x480 (VGA)

Конечно, все файлы с разрешением меньше 2560х1920 создаются путем интерполяции и усреднения значений нескольких соседних пикселей, что неизбежно приводит к ухудшению качества картинки, как это происходит в редакторах обработки, когда вы уменьшаете размер изображения. Так что я с трудом могу представить себе ситуации, в которых целесообразно применять разрешения меньше родных 2560х1920. Разве что в условиях катастрофической нехватки карт памяти...

Преимущества формата 3200х2400 также кажутся сомнительными. Что ни говори, а экстраполяция данных принципиально не может привести к появлению дополнительно информации об изображении, по сравнению с той, что была в родной матрице 2960х1920. Впрочем, формат 3200х2400 может оказаться полезным, если предполагается делать отпечатки с кратными значениями пикселей. Например: отпечаток размером 8"x6" (20х15 см) на машине с разрешением 400 dpi будет сделан из файла 3200х2400 без преобразования в машине, что в общем-то хорошо, хотя едва ли можно будет увидеть сколь-нибудь ощутимую разницу

Режимы записи файлов:
27 комбинаций размера/формата/степени сжатия.

Изображения формата ORF всегда сохраняются неизмененными, в разрешении 2560х1920, а TIFF может использовать любое из имеющихся разрешений (без сжатия, разумеется).

Дальше следуют JPEG-режимы SHQ ("super-high quality", очень высокое качество) и HQ ("high-quality", высокое качество), каждый из которых может использоваться с одним из разрешений кадра: родные 2560х1920; формат с соотношением сторон "3:2" (2560х1696), и экстраполированные 3200х2400. Эти два режима имеют фиксированные степени сжатия JPEG (1:4 для SHQ и 1:12 для HQ).

Наконец, есть еще две вспомогательные группы: SQ1 ("Standard quality", стандартное качество) позволяет выбрать разрешения от 2 до 4 Мегапикселей, а группа SQ2 - разрешения от 1.2 Мегапикселей и ниже. Обе группы также могут использовать одну из двух степеней сжатия JPEG.

При наиболее употребительных режимах SHQ и HQ (с разрешением 2560x1920) размеры файлов ориентировочно составляют 3 и 1 Мб (практически размеры файла в зависимости от сложности изображения могут варьироваться в широких пределах - от 2.0 до 3.6, и от 0.8 до 1.3 соответственно, и даже больше).

Коррекция изображения:
Резкость, контрастность и цветовая насыщенность - корректируются независимо, в пределах ±5 условных уровней.

Прежде чем изображение, полученное матрицей, будет записано в память, к нему применяются корректирующие обработки (кроме формата ORF). Большинство камер делают это, но мало где предоставляется такая свобода регулировок, как в Olympus'e С-5050Z.

Установки зависят от вашего вкуса и привычек. Если вы планируете обрабатывать изображение на компьютере, целесообразно мягкие значения для резкости и цветонасыщенности (-1...-2), а если печатаете снимки без обработок, ставьте более агрессивные значения (+1...+3). Если вы не уверены в том, что делаете, лучше всего не меняйте заводские (нулевые) установки, и не придавайте этому вопросу большого значения.

Шумопоподавление:
Есть.

Эта функция включается через меню, или же активизируется автоматически при выборе режима ночной съемки. В обоих случаях функция работает при выдержках от секунды и более. Она уменьшает цифровые шумы, видимые в тенях при длительных выдержках (особенно при использовании высоких значений чувствительности ISO).

Алгоритм - субтрактивный. После съемки кадра, камера делает еще один, на этот раз с закрытым затвором, а затем второй кадр, изображение на котором по сути формируется собственными шумами матрицы, вычитается из первого. Результатом является заметное снижение шумов и возможность делать прекрасные ночные снимки.

Типы карт памяти:
SmartMedia, xD-Picture, CompactFlash

Камера имеет два слота: один под использование Compact Flash (I и II) любой емкости (включая MicroDrive), а другой под SmartMedia (до 128MB) или относительно новый формат xD-Picture card. Камера поставляется либо в комплекте с 32-мегабайтной xD-Picture картой памяти (и пультом дистанционного управления, так называемая "американская комплектация"), или же с 256-мегабайтной xD-Picture картой (но без пульта - "европейская комплектация", хотя нельзя исключать появление на нашем рынке и любых других вариантов).

Наверное, широкий диапазон поддерживаемых стандартов можно считать полезным свойством камеры, особенно, если к моменту ее приобретения у вас уже имелись какие-то карты памяти. Я установил в свою камеру две карты - xD-Picture 256Мб (из комплекта поставки) и Compact Flash (также 256Мб), и больше их ни разу не вынимал... так что, вообще-то говоря, не вижу никакой разницы, какого они там, внутри, типа.

Производители карт заявляют, что xD-Picture потребляют меньше энергии аккумуляторов. Кроме того (и это уже точно) режим Панорамы, с последующей склейкой фирменной программой Camedia Master, работает только с родной карой xD-Picture от Olympus.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
 

Верхняя панель:
· Кнопка спуска затвора, соосно совмещенная с рычажком управления зумом.

Кнопка спуска имеет четкую промежуточную фиксацию, мне это очень по душе, хотя знаю, что многие любят более мягкое срабатывание.

· Вращающееся колесо выбора режима съемки, под которым находится рычаг включения/выключения камеры.
· Жидкокристаллический черно-белый дисплей (см. далее).
· Разъем для подключения вспышки типа "горячий башмак", с защитной крышкой.
· Кнопка управления режимом автофокуса (авто, ручной, макро, супермакро, ручной супермакро).
· Кнопка режима экспозамера (интегральный, точечный, многоточечный). Она же в режиме просмотра - защита кадра от стирания.
· Кнопка включения таймера/пульта дистанционного управления. Она же в режиме просмотра - поворот кадра.
· Кнопка, функциональное назначение которой определяется пользователем. Она же в режиме просмотра управляет печатью.

На пользовательскую кнопку можно назначать следующие функции:
Режим работы затвора (однократный, серийная съемка, вилка) - это функция по умолчанию.
Чувствительность ISO (авто, 64, 100, 200, 400).
My Mode (1...8) - я использую этот вариант.
Шумоподавление (вкл/выкл) - реально работает при выдержках более 1 секунды.
Цифровой зум (вкл/выкл).
Постоянно работающий автофокус (вкл/выкл).
Запись звука (вкл/выкл).
Эффект обработки (выключена, черно-белый, сепия, белый фон, черный фон).
Формат файла (RAW, TIFF, SHQ, HQ, SQ1, SQ2).
Баланс белого (авто, пресет 1, пресет 2, пользовательский).
Сюжетная программа (нормальная, портрет, пейзаж, ночная съемка).
Резкость (от -5 до +5).
Контрастность (от -5 до +5).
Цветовая насыщенность (от -5 до +5).

Левая боковая поверхность:
· Кнопка экспокоррекции и кнопка управления режимами вспышки.
· Нажатие этих двух кнопок одновременно позволяет корректировать энергию вспышки (диапазон коррекции - также ±2 ступени с шагом в 1/3 ступени).

Задняя поверхность:
· Окошко видоискателя с двумя светодиодами и рычажком диоптрийной коррекции.
· Кнопка фиксации автофокуса. Она же в режиме просмотра - стирание кадра.
· Колесо управления (удобно расположено под большим пальцем правой руки).
· Цветной TFT-монитор.
· Кнопка включения монитора. При двойном нажатии - переход в режим просмотра.
· Четыре навигационные кнопки со стрелками, расположенные вокруг кнопки ОК/меню (аналог клавиши Enter на компьютерной клавиатуре).
· Кнопка выбора карты памяти.

Многие функции вынесены на специальные кнопки. Большинство важных установок могут модифицироваться без копания в многоуровневых меню, а просто путем нажатия на соответствующую кнопку (левой рукой) с одновременным поворотом колеса управления (большим пальцем правой руки). Действия кратко отображаются на верхней жидкокристаллической контрольной панели, а более наглядно дублируются на мониторе (причем если он выключен, то включается на время коррекции, и снова выключается, как только установка завершена).

Мне очень понравилось, что все кнопки разные - и по форме, и по конструкции. Они круглые и прямоугольные, выпуклые, в ложбинках, с ямочками... и так далее. Это позволяет четко ориентироваться в них даже на ощупь, не глядя, или в темноте.

В целом, все управление просто замечательное - и идеология работы, и удобство кнопок, и прозрачность меню.

ЖКИ дисплей:
На верхней панели

Черно-белый жидкокристаллический дисплей схож со всеми такими дисплеями, как цифровых, так и пленочных камер. Он показывает в кратком виде следующие текущие параметры и режимы камеры:
Заряд батарей, режим (косвенно), выдержка, диафрагма, введенная экспокорекция, режим фокусировки, включение шумоподавления, блокировка экспозиции на один/несколько кадров, чувствительность (автоматическая или нет, без конкретного значения), наличие коррекции вспышки, режим работы вспышки, режим замера экспозиции, индикатор баланса белого (авто или нет), режим затвора (нормальный, серийный, экспозиционная вилка), тип используемой карты памяти, включение пульта дистанционного управления, запись звука, формат файла (но не размер), примерное количество оставшихся кадров в текущем формате (при съемке видео - количество оставшихся секунд, индикация до 1999, хотя реально их может быть и больше).

Несмотря на обилие информации, некоторые детали не отображаются - например, хорошо видно, что настройки чувствительности и баланс белого отличаются от автоматического режима, но конкретные установки (значение чувствительности и пресет баланса белого) не индицируются.

Дисплей такого типа потребляет пренебрежимо малое количество энергии, поэтому остается включенным всегда (при включенной камере).

Подсветки дисплея нет. Возможно, дизайнеры посчитали, что дисплей нужен только при ярком свете, когда плохо читается большой TFT-монитор. Однако если мы используем показания дисплея в целях экономии аккумуляторов, в темное время суток подсветка была бы не лишней.

Меню:
Можно включать как в режиме съемки, так и при просмотре кадров (в каждом случае доступны разные опции).

Система меню хорошо структурирована, логична и интуитивно понятна, проблем с поиском нужного пункта нет.

Экран меню открывается с четырех "быстрых" функций, по числу навигационных клавиш (стрелок). Правая стрелка открывает доступ ко всем нижним уровням меню, в то время как на три остальные "быстрые кнопки" можно назначать наиболее часто употребляемые функции:

Режим затвора, ISO, My Mode, режим работы вспышки, шумподавление, цифровой зум, постоянный автофокус, режим автофокуса, запись звука (вкл/выкл), панорама, два в одном, эффекты обработки, режим работы гистограммы, формат кадра, баланс белого, подстройка баланса белого, сюжетные программы, коррекция цветонасыщенности, резкости, контрастности.

Я лично установил на них режим автофокуса, разрешение кадра и баланс белого. Думаю, что разумным выбором был бы также режим работы затвора (одиночная/серийная съемка), но это переключение и без того является самым первым пунктом всего меню, так что доступ к нему осуществляется достаточно оперативно. Впрочем, в том-то и прелесть, что вы можете назначать на эти кнопки другие функции - по своему усмотрению.

Пользовательский режим (My Mode)
8 настраиваемых установок

Существует 8 пользовательских памятей, в которые можно записать практически все текущие параметры работы камеры, поддающиеся модификации, включая положение зума. Дальше эти комбинации параметров можно вызывать через меню, или же назначив My Mode на пользовательскую кнопку. Часто используемые режимы съемки - например, "со вспышкой в помещении", "съемка в студии", "из окна автобуса", "огни ночного города", "портрет ночью" требуют определенного сочетания многочисленных параметров, и все они могут сохраняться в памяти, а потом восстанавливаться разом. Это очень удобно!

Единственное нарекание: запоминание типа карты памяти. То есть, например, в режиме "портрет ночью" кадры будут записываться на карту, находящуюся в слоте CF (конечно, останется возможности переключиться на вторую карту вручную). По-моему, это чересчур - логичнее было бы использовать ту карту памяти, которая была выбрана непосредственно перед включением режима My Mode.

Режим просмотра

Режим просмотра сделанных кадров может быть двух типов. Один из них ("настоящий" режим просмотра) выбирается колесом режимов. Если он был установлен до включения камеры, то при включении объектив не выдвигается.

Второй - "оперативный" просмотр, к нему можно перейти из режима съемки быстрым двукратным нажатием на кнопку включения монитора. Функционально он полностью аналогичен первому типу, однако из него можно сразу вернуться в режим съемки, если полунажать кнопку спуска затвора.

При просмотре можно задавать количество кадров на экране: один или несколько - 4 (2х2), 9 (3х3), 16 (4х4). При просмотре также работает и цифровой зум, с шестью уровнями увеличения: 1.5х, 2.0х, 2.5х, 3.0х, 3.5х, 4.0х. При включении зума можно просматривать изображение, двигая его четырьмя кнопками-стрелками.

Можно выборочно удалять кадры, или же, наоборот, защищать их от стирания. Эта защита сохраняется и при просмотре на компьютере, поскольку устанавливается атрибут файла "read-only", только для чтения. При выполнении команды "удалить все кадры" защищенные сохранятся. Однако при выполнении команды "форматирования карты памяти" - стирается полностью вся информация.

Также в режиме просмотра можно создавать копии файла внутри камеры (с карты на карту), кадрировать снимки, и создавать индексные изображения (thumbnails) - копии файла в разрешении 640х480 или 320х240.

Специальная функция:
Работа монитора в режиме контрольной панели.

При активации функции "контрольная панель" переключение режимов работы TFT-монитора (кнопкой включения монитора) происходит между обычным "видоискателем" и полно-информационной контрольной панелью, на которой отображаются исчерпывающие данные о всех текущих настройках камеры. Мне лично эта функция не кажется полезной, поскольку и без того выводится достаточно информации (хотя и в несколько сжатом виде), а кроме того, монитор получается постоянно включенным, что увеличивает энергопотребление. Так что я предпочитаю нормальный, более привычный режим: монитор переключается между "видоискателем" и "выключено".

 
ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
 

Установки при включении камеры:
Фабричные по умолчанию, или же последние использовавшиеся.

При включении питания камера может сбрасывать все установки на заводские, принятые по умолчанию, или же восстанавливать настройки, использовавшиеся перед выключением. Соответствующий выбор можно сделать в меню. Как правило, второй вариант предпочтительнее.

Таймер срабатывания затвора:
Электронный, задержка 12 с.

Может быть полезным для съемки всей компании, включая фотографа. Кроме того, если у вас нет пульта дистанционного управления, то таймер можно рекомендовать при съемках со штатива, дабы не качнуть аппарат в момент нажатия кнопки спуска вручную.

Пульт дистанционного управления:
Инфракрасный.

Можно использовать стандартные пульты RM-1 и RM-2 (однокнопочный) от Olympus'а. При этом затвор срабатывает с задержкой в две секунды. В "европейский" комплект поставки не входит.

Я вижу четыре ситуации (наверное, существуют и другие), в которых применение пульта обосновано:
1. Снимая компанию за праздничным столом, вы можете установить камеру на штатив, и далее не дежурить возле нее, а присоединиться к пиршеству, делая снимки не сходя со своего места.
2. Аналогично таймеру: для съемок с длительной выдержкой, со штатива, дабы не качнуть камеру.
3. Съемка животных и прочей живой природы, когда нужно оставаться незамеченным. К сожалению, здесь проявится один из минусов камеры - приемник инфракрасного излучения находится на передней панели, так что активизировать затвор, находясь позади камеры, не удастся. Оттого же сделана и задержка при работе с пультом: вы включаете затвор, и имеете в запасе две секунды, чтобы убрать руку с пультом из кадра.
4. В случае демонстрации сделанных снимков на экране подключенного телевизора, вы опять же сможете управлять камерой дистанционно.

Звуковые комментарии:
4 секунды

Камера позволяет записать четыре секунды комментариев к кадру, используя встроенный микрофон. Эта функция может быть активизирована как при съемке (и в этом случае примерно через секунду после срабатывания затвора камера включается на запись звука), так и в процессе просмотра кадров, добавляя нужную информацию. В процессе записи на мониторе индицируется заполняющаяся полоска (progress bar). Качество записи звука невысокое (8-битное), но вполне разборчивое. При этом создается дополнительный файл формата WAV, размером порядка 32 Кб, имеющий то же имя, что и соответствующий JPEG.

Цифровой зум:
3.3х в режиме фото, 2.5х в режиме видео.

Если эта функция активизирована в меню, то после установки оптического зума в максимальное положение (105 мм), автоматически начинает работать цифровой зум, что на экране монитора индицируется красной вертикальной полоской, как продолжение белой (оптического зума). Можно не заметить этого, и получить снимок пониженного разрешения, что, конечно, бессмысленно, поскольку цифровой зум всего лишь увеличивает центральную часть кадра, пропорционально уменьшая количество пикселей (то же самое можно сделать и в редакторе изображения, разве что с большим удобством и с точным кадрированием). Так что рекомендую попросту выключить возможность цифрового зума (через меню).

Внешние интерфейсы:
USB, ТВ аудио/видео.

Подключая камеру к компьютеру через USB-порт (материнская плата компьютера, разумеется, должна быть оснащена таким портом; это обычная опция в наше время), вы можете перекачивать файлы в обоих направлениях. Операционная система будет попросту показывать подключенное устройство как еще один диск, съемного типа (removable).

Таким образом, появляется возможность использовать камеру как подключаемый жесткий диск. Емкость его не столь велика (в моем случае - 512 Мб), однако этого достаточно для большинства применений, и часто это неплохая альтернатива пишущим CD-драйвам (а порой и единственная возможность).

Конечно, наличие USB порта - это обычная опция в современных цифровых камерах. К сожалению, в C-5050Z используется версия USB 1.1 - этот стандарт медленнее, чем USB 2. Соответствующий кабель включен в комплект поставки.

В режиме просмотра снимков вместо использования TFT-монитора камеры, сигнал можно выводить на внешний телевизор (в стандартах NTSC или PAL, переключение в меню). Выводится точно та же картинка, со всей вспомогательной информацией. Конечно, изображение на экране телевизора несопоставимо по качеству с компьютерным монитором, но если вы находитесь в гостиничном номере, то можно полюбоваться сделанными кадрами, а также удалить неудачные.

Язык интерфейса:
Выбирается.

Через меню можно выбрать один из следующих языков: английский, немецкий, французский, испанский, японский. Русского нет. Безобразие? Не думаю. Продвинутый пользователь, работающий с Olympus'ом C-5050Z, просто обязан знать несколько простых слов из горячо любимой им фото-области... хотя бы на одном из вышеперечисленных языков.

Управление печатью (Digital Print Order Format, DPOF):
Есть.

Файлы могут включать информацию для DPOF-совместимых фотопринтеров и машин цифровой печати - количество снимков, кадрирование. Эта функция полезна для пользователей, которые вынимают карту памяти из аппарата и относят ее в фотолабораторию. Я лично никогда не поступал подобным образом, так что комментировать режим не берусь.

Видеосъемка:
Формат JPEG Quick Time Motion (файл MOV); 15 кадров в секунду, разрешение 320x240 или 160x120 пикселей.

В зависимости от выбранного разрешения, камера использует один мегабайт памяти для записи около 3 (или 13) секунд изображения. Непрерывное время записи ограничено только емкостью карты памяти. Если включена запись звука, то зум блокируется (дабы не записывалось его близкое жужжание). Или запись идет без звука, то зумом пользоваться можно.

Качество видеозаписи, конечно, ужасное - особенно, если вы хоть раз в жизни видели, как снимает цифровая видеокамера, даже самая простенькая. Поначалу мне показалось, что само наличие режима видеосъемки просто неприлично для камеры такого серьезного уровня, каковой является C-5050Z. Однако совсем недавно эта функция мне пригодилась - для записи интересного доклада. Снимая кино, я фактически использовал камеру как диктофон - мне нужна была только звуковая дорожка. На одну карту 256 Мб поместилось более 50 минут записи. Рекомендую все же изредка останавливать камеру, разбивая запись на несколько файлов меньшего размера.

Режим панорамы:
Поддерживается с картами памяти xD-Picture (входит в комплект поставки).

При активизации этого режима экспозиция фиксируется по первому кадру, и вы можете снимать серию до 10 снимков, а затем склеивать их в единую панораму при помощи входящей в комплект поставки программы Camedia Master от Olympus'a. На мониторе появляются навигационные линии, помогающие позиционировать камеру. Обратите внимание на маленькие голубые стрелочки - они задают направление съемки (слева направо, справа налево, вверх или вниз, выбор осуществляется соответствующими навигационными стрелками). Если вы сделаете кадры не в том порядке, что предписывают голубые стрелочки, Camedia Master откажется склеивать их в панораму (конечно, ничто не помешает использовать другие, специализированные программы для сборки панорам - что, вообще говоря, предпочтительнее).

Эффекты:
Черно-белое изображение.

Каждая точка изображения будет определяться равными значениями цветов по RGB-каналам, как это бывает у серых (grayscale) изображений, хотя формально файл остается цветным (RGB).

Сепия (коричневый вираж).

Белая доска.

Высококонтрастное изображение, подходит для пересъемки книг, чертежей и других графических документов. Задавая экспокоррекцию, вы фактически определяете уровень яркости, при котором происходит разделение изображения на черные и белые участки (хотя будут присутствовать и промежуточные уровни).

Черная доска.

Обратная ситуация.

Два кадра в одном.

Позволяет поместить два последовательно сделанных снимка внутри одного файла: первый - слева, второй - справа. При этом снимки никак не объединяются, а просто находятся рядом. Смысл этого странного режима остается для меня загадкой.

 
ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
 

Тип:
Четыре батарейки или аккумулятора стандарта AA (щелочные или металл-гидридные NiMH ), либо же два литиевых аккумулятора 2CR-V3.

Поддержка стандарта АА очень удобна. Вы можете использовать те же аккумуляторы, что и в других устройствах - плеерах, фонариках, игрушках и т.д. Кроме того, в экстренном случае, при разрядке аккумуляторов, всегда можно купить обычные батарейки (и не пропустить интересные кадры). В случае специализированных аккумуляторов, применяемых во многих камерах, это может оказаться проблемой.

В комплект поставки входят четыре NiMH аккумулятора емкостью 1700 мА-часов, и сетевое зарядное устройство (работающее в диапазоне напряжений 100-240В, что может оказаться полезным в путешествиях). Настоятельно рекомендую приобрести второй комплект аккумуляторов, примерно такой же емкости (1700...2000 мА-часов), и всегда носить его полностью заряженным вместе с камерой. Дело не в том, что одного комплекта мало (совсем даже наоборот). Просто индикация заряда батарей не отображает степени их разряженности (как в мобильном телефоне), а предупреждает о разрядке в последний момент - вы едва успеете сделать один кадр и выключить камеру.

При разрядке аккумуляторов замените их (не задерживаясь, чтобы не сбросились установки даты/времени в камере), а дома поставьте заряжаться. Такой алгоритм обеспечит почти полную уверенность в бесперебойной работе в течение дня (или нескольких дней, тут все зависит, конечно, от количества сделанных кадров). На одном комплекте можно сделать много десятков (со вспышкой) или даже несколько сотен (без вспышки и с редким использованием зума) кадров. В качестве эксперимента, вовсе не включая зум, мне удалось сделать почти тысячу кадров с одного комплекта аккумуляторов емкостью 1800 мА-часов.

При отключенном мониторе камера потребляет рекордно мало электроэнергии (ток порядка 10-15 мА), что теоретически позволяет вообще не выключать ее в течение нескольких дней.

Полный заряд штатных аккумуляторов в зарядном устройстве происходит за 8-9 часов, после чего зарядка отключается, так что нет необходимости контролировать этот процесс. Можно приобрести и более мощные зарядные устройства, дающие больший ток, при этом время заряда сокращается в несколько раз.

Внешние источники питания:
Приобретаются отдельно, есть разъем под внешнее питание 6.5В.

Olympus предлагает модели C-7AU и C-7AE, довольно компактные, но весьма недешевые. Думаю, целесообразнее приобрести блоки питания сторонних производителей, хотя, конечно, не сомнительные китайские поделки за два доллара - лучше не рискуйте.

 
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 

Документация:
Буклет "Быстрый старт", базовое руководство (отпечатанное), расширенное руководство (на компакт-диске).

Буклет как буклет, вещь совершенно ненужная. Информация в базовом руководстве тоже очень краткая, основное внимание уделено процессу установки карт памяти и аккумуляторов.

К счастью, расширенное руководство, размещенное на компакт-диске, гораздо лучше. Откровенно говоря, можно было бы и его сделать поподробнее (углубленным погружением в детали оно также не отличается)... но что поделаешь, придется пользоваться тем, что есть.

Минус, который, к сожалению, для многих может оказаться существенным - отсутствие расширенного руководства на русском языке.

Программное обеспечение:
Camedia Master 4.10.

На мой вкус, софт просто ужасный. Попсовый дизайн (к которому тяготеют, увы, и последние версии многих действительно хороших программ), оформление всех меню, ориентированное на человека, впервые в жизни включившего компьютер... Ужасает отсутствие возможности двигать увеличенное изображение при помощи инструмента "Рука".

Как бы то ни было, я определенно предпочитаю использовать сочетание ACDSee для просмотра изображений и Photoshop'a для обработки.

 
КАЧЕСТВО СНИМКОВ
 

Серьезный анализ качества снимков предполагает разнообразные тесты и выходит за рамки данной статьи, посвященной анализу технических характеристик и функциональных возможностей камеры. Тем не менее, скажу несколько слов о субъективных впечатлениях, сложившихся после нескольких месяцев ее использования.

В целом картинка отличная. Детализация хорошая, экспозиция практически всегда правильная, цветопередача прекрасная, шумы невысокие. Макрорежим просто великолепен. Если вам вдруг покажется, что цвета несколько блеклые, а резкость завышенная (или наоборот) - помните, что существует возможность подстраивать эти параметры через меню.

Однако, есть и заметный минус (на самом деле, я считаю его вообще единственным существенным недостатком камеры) - появление в определенных условиях хроматических аберраций, видимых как цветное оконтуривание высококонтрастных объектов, например, темных ветвей на светло-сером (но не ярко-голубом) небе.

В большей или меньшей мере это свойство всех цифровых аппаратов умеренной ценовой категории, но для такой великолепной со всех прочих сторон камеры, каковой является Olympus C-5050Z, уровень хроматических аберраций огорчает. К счастью, с этим неприятным явлением можно и нужно бороться, хотя бы следующими способами:
- По возможности избегать условий съемки, критических для возникновения этого явления.
- Использовать большие значения фокусного расстояния объектива (более сильный зум).
- Делать снимки в "сыром" формате RAW (применительно к Olympus'у - ORF).
- Наконец, даже если аберрации заметны на снимке, они легко удаляются при помощи редакторов изображения.

Замечу, что для отпечатков размером до 15х20 см или просмотра кадров, помещающихся целиком на экране монитора, проблем вообще никаких не будет. Речь идет об отпечатках большего размера, а также просмотре изображений на компьютере в масштабе 1:1 (100%) или около того.

 
ВЫВОДЫ
 

В целом, качество снимков Olympus'а C-5050Z можно охарактеризовать как очень хорошее. Удобство работы и богатые возможности по управлению процессом съемки - превосходны. Камера не только доставит удовольствие продвинутым любителям, но может использоваться и профессионалами как дополнение к более серьезным моделям, в условиях, когда особенно важна мобильность и компактность.

Многие из снимков, размещенных на этом сайте в разделе Фото - Галерея, и все снимки на отдыхе в Турции (кроме страницы о рафтинге) и в Египте - сделаны именно аппаратом Olympus C-5050Z.

Используя бокс для подводной съемки Olympus PT-015, я сделал несколько фотографий рыб кораллового рифа (на Красном море, в Хургаде).

На главную страницу В раздел Фото Материалы "О фотографии"

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора