Дмитрий Крупский
Персональный сайт

Фото >> Обзоры >> Olympus Camedia С-8080WZ
Ноябрь 2004
Часть 1 перейти ко 2-й части

Цифровой фотоаппарат Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom появился на рынке в начале 2004 года. Хотя из названия видно, что он принадлежит к популярной линейке камер, предыдущими представителями которой были модели C-5050 и C-5060, аппарат Olympus C-8080 не является результатом косметических преобразований и простой замены 5-мегапиксельной матрицы на 8-мегапиксельную, как некоторые его конкуренты. Напротив, C-8080 стал существенным шагом вперед, во многом совершенно новой моделью.

Высокое качество снимков и широкие возможности управления процессом съемки адресуют камеру продвинутым фотолюбителям, а в автоматических режимах аппарат обеспечит прекрасные результаты и в руках начинающих.

Впрочем, камера пригодна и для многих профессиональных применений. Olympus C-8080WZ вплотную приблизился по качеству изображения к цифровым зеркальным аппаратам, по функциональности стоит на уровне, а некоторыми возможностями и превосходит их.

Я постараюсь не только рассказать о технических характеристиках аппарата, но и прокомментировать их, а также поделиться личными впечатлениями, сложившимися в результате несколько месяцев его использования.

  Приобрести Olympus C-8080WZ можно в Интернет-магазине Pleer.Ru   Рейтинг@Mail.ru  

КОРПУС

Отделка:
Корпус из магниевого сплава, черная шершавая поверхность, пластиковые органы управления и крышки разъемов, прорезиненная рукоятка и кольцо вокруг объектива.

Начиная с Olympus C-2000, в линейке Camedia применялась сходная компоновка и общие принципы дизайна. А вот дизайн C-8080 - это совершенно новая вещь. Корпус закруглен с левой стороны вокруг большого объектива, который, как сердце камеры, подчиняет себе все остальное. Olympus C-8080 - это еще не совсем "объектив с кнопочками", на который похожа Sony F828, но доминирующая роль объектива в общем облике камеры очевидна. Получившаяся компоновка не похожа на классический дизайн большого зеркального аппарата, и, соответственно, традиционные треугольные сумки не очень подходят для C-8080.

Вместе с тем дизайн производит вполне профессиональное впечатление. Металлический корпус придает конструкции жесткость и обеспечивает неизменность геометрии камеры. Расположение всех органов управления хорошо продумано. В правую руку камера ложится настолько удобно, что при необходимости можно делать снимки одной рукой, хотя мне лично все же нравится поддерживать камеру левой рукай за объектив снизу. Кстати, резиновое кольцо вокруг объектива не вращается, а служит именно для поддержки.

Стандартное резьбовое гнездо для установки на штатив - металлическое.

Размеры (Ширина х Высота х Глубина):
124 х 85 х 99 мм

Хотя формально аппарат относится к классу "компактных камер" (в противовес зеркальным) по габаритам и весу он скорее похож на вторые. Недаром в некоторых западных обзорах камеры этого типа выделяют в особый подкласс - "SLR-like", то бишь "типа зеркалки".

Тем не менее аппарат все же меньше и легче зеркальных, объектив несменный, поэтому если приобрести небольшую сумку, то вместе с дополнительным аккумулятором, зарядным устройством и USB-кабелем весь набор будет весить лишь немногим более одного килограмма.

Вес:
660 г - без батареек.
725 г - с батарейками
.

Это уже не игрушка, а серьезная камера. Конечно, аппарат еще нельзя назвать тяжелым, с ним легко работать даже длительное время, а солидный вес, помимо прочего, обеспечивает более стабильное положение в руках, что особенно важно при съемках с большими выдержками (при меньших уровнях освещенности).

ОБЪЕКТИВ
 

Фокусное расстояние:
Пятикратный зум, 7.1-35.6 мм (эквивалентно 28 -140 мм для 35-мм пленочной камеры).

Вообще говоря, пятикратный зум - это очень неплохо. Хорошая сменная оптика зеркальных камер редко когда имеет зум больше трех-четырех. Однако конкуренты имеют семи- и даже восьмикратный зум. Почему? Да потому, что каждый объектив - это всегда компромисс между несколькими параметрами: кратностью зума, качеством формируемого изображения, максимальной апертурой, работой в макрорежиме и размером объектива. Не может такого быть, чтобы сразу все - да еще и недорого. Да, у одного из конкурентов зум семикратный. Но при этом хроматические аберрации, мягко говоря, весьма значительны! Конечно, это тоже не катастрофа, просто нужно иметь в виду такие особенности, и делать выбор осознанно.

Напомню, что у камеры Olympus C-5050 был трехкратный зум (эквив. 35-105 мм), у Olympus C-5060 - четырехкратный (эквив. 28-112 мм).

Диапазон апертур:
От F/2.4 до F/8.0 при 28 мм (эквивалентном). По мере увеличения фокусного расстояния, большие апертуры исключаются, так что при 140 мм ряд диафрагменных чисел простирается от F/3.5 до F/8.0.

Шаг в 1/3 или 1/2 ступени экспозиции (EV) - выбирается в меню.

Wide: F2.4, F2.5, F2.8, F3.2, F3.5, F3.6, F4.0, F4.5, F5.0, F5.6, F6.3, F6.7, F7.1, F8.0
Tele: F3.5, F4.0, F4.5, F5.0, F5.6, F6.3, F6.7, F7.1, F8.0

Вполне приличная светосила. Что это дает практически?

Во-первых, более широкие возможности для съемки при меньших уровнях освещенности. Например, светосила F/2.4 по сравнению с объективом, имеющим F/3.5, освещенность будет выше в 2.1 раза (3.5/2.4 в квадрате). Значит, можно спокойнее снимать с рук, делая выдержку в 2 раза короче.

Во-вторых, меньшая глубина резкости, свойственная широко раскрытым объективам, размывает фон и предоставляет больше возможностей для портретной съемки.

Минимальное значение апертуры, равное F/8, может показаться недостаточным в сравнении с величинами в F/16 или F/22, широко применяемыми в 35-мм пленочных камерах, однако из законов оптики следует, что глубина резкости при F/8 для этой камеры будет такой же, как при F/32 в 35-миллиметровом эквиваленте. Следствием этих законов, кстати говоря, также является сложность портретной съемки цифровыми камерами. Даже при широких апертурах порядка F/4 непросто добиться сильно размытого фона. Это еще один аргумент в пользу светосильных объективов, как у Olympus'а С-8080WZ.

Оценить глубину резкости при разных значениях диафрагмы, фокусного расстояния объектива и расстояния до объекта (не только для Olympus C-8080, но и для других моделей цифровых камер, а также для разных форматов пленки) - можно с помощью калькулятора глубины резко изображаемого пространства.

Оптическая конструкция:
15 элементов в 13 группах, два асферических элемента, три ED элемента.

Солидный, качественный объектив, картинка резкая от края до края, хроматических аберраций мало (подробнее об этом скажу далее). Разработчики уверяют, что оптика по уровню соответствует Zuiko Digital, применяемой в объективах для зеркальных камер Olympus E-1 и Olympus E-300.

Диафрагма:
Ирисовая.

Многолепестковая ирисовая диафрагма - это признак качества, в противоположность двухстворчатым диафрагмам многих компактных камер.

Механика:
Выдвижная конструкция, с электроприводом.

При включении камеры объектив выдвигается примерно на сантиметр, и убирается при выключении. При изменении фокусного расстояния (зума) внешние габариты объектива изменяются, общий ход объектива составляет 27 мм (от самого широкоугольного до положения максимального зума).

Крышка теперь (в отличие от Olympus C-5050) надевается на выдвигающуюся часть объектива, поэтому никаких проблем при включении камеры с неснятой крышкой не происходит. Там же имеется резьба под фильтры диаметром 58 мм, а чуть глубже - байонет для входящей в комплект бленды. Кольцо-заглушка на неподвижной части объектива закрывает резьбы для подсоединения переходника (например, Olympus CLA-8), используемого при работе с широкоугольным и теле-конверторами.

В выдвинутом состоянии объектив чуть-чуть люфтит, хотя гораздо меньше, чем у Olympus C-5050 - буквально на доли миллиметра. Это фирменная черта Олимпуса. В данном случае она не пугает, и более того - объектив не кажется хрупким, даже когда при надевании (а особенно, снятии) бленды приходится прилагать заметные усилия.

Управление зумом:
Электромотор, включаемый двухпозиционным рычажком (плюс/минус).

Рычажок удобно расположен вблизи кнопки спуска. Это один из типовых методов, применяемых в компактных камерах (наряду с двухплечевой клавише и двумя кнопками плюс/минус).

Электромоторчик шустрый, перемещение между крайними положениями занимает чуть меньше двух секунд. Насколько я понимаю, фокусное расстояние меняется не дискретно, а плавно, поэтому возможны почти любые промежуточные значения, определяемые с точностью до десятых долей миллиметра. Однако шустрость - это не всегда хорошо, ибо трудно установить точное значение, а также же изменить текущее положение ненамного - объектив сразу убегает далеко.

Пожалуй, удобнее другой метод, применяемый во многих камерах - вращение кольца на объективе, что обеспечивает более быструю, и в то же время точную, установку фокусного расстояния.

 
ВИДОИСКАТЕЛЬ
 

Тип:
Электронный видоискатель (EVF, electronic viewfinder). 240000 пикселей.

Это то же самое изображение, что и на матрице камеры, с добавлением служебной информацией о режимах работы камеры. Работает или видоискатель, или TFT-монитор (переключение - кнопкой на задней панели), но не оба сразу.

Некоторые считают электронный видоискатель (ЭВИ) чуть ли не главным минусом камер этого типа. Однако у всех 8-мегапиксельных конкурентов - видоискатели именно такие.

Пожалуй, все зависит от того, к чему вы привыкли. Если к зеркальной камере - то, скорее всего, электронный видоискатель вам не понравится. А если к видеокамере - то вообще не увидите в этом проблемы. Мне лично ЭВИ нравится: я близорук, так что все равно прелести зеркала ощущаю не в полной мере. Главное для меня - адекватное отображение поля зрения, то есть точное кадрирование, а при ЭВИ кадрирование как раз идеально, такого даже зеркало не позволяет.

Ручную фокусировку, действительно, у зеркальной камеры делать лучше, но я лично все же в большинстве случаев использую автофокус. А вот в условиях недостаточного освещения ЭВИ очень удобен - он высветляет изображение (приводя его к "правильной" экспозиции), что очень удобно. Правда, при этом падает частота обновления изображения, и может стать заметным мерцание монитора.

Поле зрения:
Практически 100%.

Поскольку это тот же сигнал с матрицы, что и на TFT-мониторе, то получаем мы именно то, что видим в видоискатель. Это здорово!

Соответственно и вся служебная информация, видимая в поле зрения видоискателся - та же, что и на TFT-мониторе (см. далее).

Диоптрийная коррекция:
Есть.

Подстраивается колесиком вокруг окуляра видоискателя. Для многих это будет очень полезной возможностью. Похоже, пределы регулировок шире в сторону близорукости, чем дальнозоркости, что представляется логичным.

 

МОНИТОР
  Тип:
Цветной. Активная матрица (TFT). Размеры 27х37 мм, диагональ 46 мм.
Повышенный контраст.

 

Хороший монитор, как и положено хорошей камере. Это новый монитор, улучшенный по сравнению с предыдущими моделями. Качество картинки действительно выше, он хорошо читается даже при ярком свете - и это отлично!

В режиме съемки на него выводится следующая информация:
Заряд батарей, режим работы, выдержка, диафрагма, экспокоррекция, режим работы автофокуса, вспышки, коррекция яркости вспышки, режим работы затвора, установка баланса белого, коррекция резкости, контрастности, насыщенности (Saturation) и цветового сдвига (Hue), выбранная карта памяти, формат и разрешение файла, примерное количество оставшихся кадров, а также сетка из направляющих линий (guidelines) и помощь в кадрировании (frame assist).

При включении монитора в режиме съемки (и при изменении параметров) на пару секунд появляется вся эта полная информация, которая затем сменяется на минимальную (режим работы, выдержка, диафрагма, экспокоррекция, выбранная карта памяти, формат файла, количество оставшихся кадров), и убрать ее нельзя. Обычно это не страшно, но при необходимости точно выстроить композицию кадра может и мешать.

Замечу, что в режиме просмотра отснятых кадров после двухсекундного показа поле почти полностью очищается от индикации параметров (зачем-то остается только индикация выбранной карты памяти).

Количество пикселей:
Около 134 тысяч..

Это примерно 424х318 точек - примерно столько же и у большинства современных камер.

При просмотре изображений, даже с максимальным увеличением в 5 раз, мы видим существенно меньше пикселей, чем в родном разрешении матрицы 3264х2448. Поэтому всех деталей снимка, в том числе и точности фокусировки (чтобы, например, принять решение об удалении неудачных кадров), рассмотреть не всегда удается. Однако картинка все же заметно лучше, чем у 5050, и более того, как ни странно, это количество оказывается достаточным. Хотя увеличение, казалось бы, ненамного превышает 5050 (4-кратное).

Любопытно, что удаление всех кадров теперь происходит быстрее, чем форматирование карты. В предыдущих моделях было наоборот.

Поле зрения:
Практически 100%

Отлично.

Регулировка яркости:
Есть, через меню.

Полезная опция, если вы любите просматриваеть сделанные за день снимки вечером, лежа в кровати - яркость можно снизить.

Поворотность:
Только по вертикали: -45 градусов (вниз) и +90 градусов (вверх).

Угол наклона вниз увеличен до 45 градусов (против двадцати у Olympus C-5050).
Поворот вверх до 90 градусов очень удобен при макросъемке, а также при съемке от уровня пояса или ниже - вплоть до самой земли. Поворот вниз удобен при съемке на вытянутых руках поверх толпы.

Не вижу недостатка в отсутствии возможности поворачивать монитор вбок. Напротив, примененная конструкция представляется более жесткой и надежной.

 

ЗАТВОР
 

Тип:
Механический.

Это мое предположение (впрочем, довольно правдоподобное). Если вам известны достоверные источники информации на этот счет - как подтверждающее, так и опровергающее эту гипотезу - пишите, буду рад.

Диапазон выдержек:
Автоматический режим (Program): 1/2с-1/2000с
Приоритет диафрагмы: 15с-1/4000с
Приоритет выдержки: 15с-1/1000с
Ручной режим: 15с-1/4000с
Bulb: до 8 минут.

Промежуточные значения - шагами по 1/3 экспозиционной ступени (и 1/2).

Диапазоны существенно расширены во всех режимах. И хотя даже диапазона до 1/1000 достаточно почти для любых условий съемки (на очень ярком солнце, при установке чувствительности ISO100, типовые значения диафрагмы и выдержки будут примерно F/5.6 и 1/500), такой запас, конечно, не помешает.

Подтверждение срабатывания:
Звуковое.

Имитируется звук срабатывания затвора пленочных камер (есть и второй вариант, менее удачный). Очень удобно, просто необходимая вещь. Можно установить один из двух уровней громкости, или вовсе отключить эту опцию.

 

РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЗАТВОРА (Drive modes)
  Режимы съемки:
Нормальный, серийный, серийный высокоскоростной, серийный с работающим автофокусом, экспозиционная вилка.

В "нормальном" режиме всякий раз при нажатии кнопки спуска делается один снимок. В серийных режимах камера продолжает делать снимки один за другим, пока кнопка спуска остается нажатой (или же пока не заполнится буферная память).

В "нормальном" режиме вы можете делать следующий снимок примерно через две с половинй - четыре секунды после предыдущего (в наиболее употребительных режимах HQ и SHQ соответственно). Серийный режим позволяет делать примерно 1 кадр в секунду (а высокоскоростной серийный - 1.5 кадра). Эта скорость ниже, чем была у 5050 (до 3.3 в секунду, ну да столько реально и не нужно).

В обычном серийном режиме одновременно со съемкой происходит сбрасывание снимков из буферной памяти на внешние карты памяти, оба процесса идут параллельно. При использовании режима HQ скорости этих двух процессов примерно сравниваются, и в непрерывном режиме можно сделать десятки снимков подряд (производитель гарантирует 17 кадров), камера успевает сбрасывать их в память. В высокоскоростном серийном режиме происходит только съемка, получается четыре кадра, после чего буфер заполняется и нужна пауза.

В "серийном режиме с работающим автофокусом" фокусировка производится перед съемкой каждого кадра, поэтому скорость серийной съемки снижается.

Полноценную вспышку при серийной съемке использовать нельзя - она просто не успеет зарядиться за те доли секунды, что проходят между двумя последовательными кадрами. Однако можно поставить приоритет апертуры A и режим вспышки Slave, а также настроить яркость вспышки в условных единицах от 1 до 10, и тогда она будет срабатывать на каждый кадр, однако скорострельность резко снизится.

Особняком стоит возможность работы с постоянно включенным автофокусом (отдельный пункт в меню). При выборе этой опции автофокус будет не срабатывать при полунажатии на кнопку спуска, а работать постоянно, фокусируясь на все объекты, находящиеся в данный момент в кадре. Теоретически это должно способствовать более быстрой готовности камеры к съемке. На мой взгляд, эффективность этого режима оставляет желать лучшего, а вот что аккумулятор будет разряжаться быстро - это точно.

Режим экспозиционной вилки обсуждается далее, в разделе Управление Экспозицией.

Съемка через фиксированные интервалы времени:
Нет.

Камеру, имеющую такой режим (обычно закрепив ее на штативе), можно запрограммировать на съемку последовательности кадров через фиксированные интервалы времени (например, раз в минуту или в час), что позволяет автоматически отслеживать медленнотекущие процессы - например, распускание бутона или смену времени суток. Отсутствие этого режима я бы не назвал существенным минусом Olympus'а С-8080WZ, хотя некоторые любители находят его действительно полезным.

 
ИЗМЕРЕНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ
 

Тип:
TTL (через объектив).

Поскольку интенсивность светового потока измеряется через объектив, система прекрасно работает при применении фильтров, а также любых конверторов и насадок на объектив.

Режимы:
ESP (интегральный), точечный, многоточечный, центрально-взвешенный.

Обычным режимом для большинства применений будет интегральный режим ESP (при котором учитывается освещенность всего поля кадра).

Точечный режим нужен, если основной объект съемки существенно темнее или ярче окружающего фона. В таком случае именно он будет экспонирован правильно. Экспозиция замеряется в пределах небольшой зоны, обозначаемой на мониторе прямоугольной рамкой. Положение этой зоны можно задавать.

Многоточечный режим позволяет измерять и учитывать освещенность нескольких точек (до восьми) в пределах кадра, при этом камера подбирает экспозицию так, чтобы все эти точки, по возможности, попали в диапазон технически допустимых уровней яркости. Процесс выбора точек отображается на мониторе, что делает его наглядным и удобным. На важный участок изображения можно назначить несколько точек, тем самым относительный вес его (при расчете экспозиции) увеличится. Эта функция работает аналогично камерам C-5050 и C-5060.

Центрально-взвешенный работает в принципе интегрально, но при расчете экспозиции считает центральную зону кадра более важной, и придает ей больший вес.

В целом, система измерения экспозиции работает превосходно, хотя при съемке снега или бликующей поверхности воды, скорее всего, потребуется вносить поправки вручную.

Яркостная гистограмма:
Есть, - как в процессе съемки, так и в режиме просмотра.

Очень полезная функция. Еще до того, как вы нажмете на кнопку спуска, на монитор поверх изображения накладывается гистограмма, из которой видно, насколько хорошо снимаемые объекты вписываются в динамический диапазон по яркости. Проще говоря, нет ли в изображении слишком ярких (красная зона) или слишком темных (синяя зона) участков. При корректировке экспозиции соответствующим образом сдвигается и гистограмма (правда, работа вспышки не учитывается - независимо от того, сработает вспышка или нет, гистограмма до съемки выглядит одинаково).

Помимо гистограммы освещенности всего кадра (белый цвет), отображается также распределение яркостей внутри небольшой выделенной прямоугольной зоны (зеленым цветом). По умолчанию эта зона выбрана в центре кадра, но можно легко переместить ее в любое место, а при необходимости мгновенно вернуть снова в центр.

В процессе съемки гистограмма может работать в одном из четырех режимов: включена постоянно; включается при нажатии кнопки коррекции экспозиции; выключена; непосредственный, или прямой (direct) режим. В режиме просмотра отснятых кадров гистограмма активизируется двукратным нажатиме кнопки Info на левой панели.

В прямом режиме яркие участки (соответствующие красной зоне на включенной гистограмме) непосредственно на изображении отмечаются красными прямоугольниками, а слишком темные участки - синими. Уникальная функция и весьма полезная, однако я предпочел бы индикацию откровенно пересвеченных участков, а не тех, что "приближаются" к этому состоянию.

Режим сетки одновременно с гистограммой работать не может, однако если включена сетка, то у гистограммы приоритет, но при ее выключении сетка вернется.

 
УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИЕЙ
 

Режимы:
Автоматический (Program), приоритет диафрагмы (A), приоритет выдержки (S), ручной режим (M), четыре сюжетные программы (портрет, пейзаж, спорт, ночь).

Каждый из девяти перечисленных режимов включается установлением колеса режимов в соответствующую позицию. Производитель не дает детальных пояснений об особенностях работы камеры в сюжетных режимах (указывается лишь, что камера подбирает оптимальные параметры съемки). Впрочем, они более-менее очевидны и без разъяснений.

В автоматическом режиме камера тяготеет к портретному режиму, стремясь использовать большие апертуры (меньшие значения диафрагменных чисел). Эту тенденцию можно изменять - сдвигать в ту или иную сторону - навигационными стрелками вверх-вниз. Наличие введенной поправки индицируется как Ps.

Коррекция:
±2 ступени, интервалами в 1/3 ступени или 1/2 ступени (выбирается через меню)..

Ручная коррекция экспозиция полезна при съемке объектов, яркость которых существенно отличается от принятого в фотографии 18-процентного серого стандарта, - например, снега или поверхности воды с солнечными бликами.

Коррекция производится нажатием специальной кнопки (левой рукой) с одновременным вращением колеса управления (большим пальцем правой руки). Вносимая экспокоррекция наглядно отображается сдвигом гистограммы на мониторе, что очень удобно.

Для начинающих фотографов замечу, что такая коррекция обычно не может быть выполнена после съемки, средствами внешних редакторов - однажды утраченная яркостная информация (в случае выхода уровней яркости за пределы диапазона) уже не восстанавливается.

Фиксация экспозиции:
Есть - как на текущий снимок, так и на серию снимков.

Во-первых, имеется возможность, стандартная для большинства разумных камер, а именно: легкое нажатие на спусковую кнопку (примерно на половину хода, до промежуточной фиксации) фиксирует текущие значения экспозиции и фокуса.

Однако, помимо этого, путем нажатия специальной кнопки AEL (на передней панели камеры, под средним или указательным пальцем правой руки) можно зафиксировать измеренную экспозицию, и это значение будет использовано при съемке одного следующего кадра.

Более того, продолжительное (секунды полторы) нажатие на кнопку AEL записывает экспозицию "в память", то есть фиксирует ее на все последующие кадры, пока кнопка AEL не будет нажата повторно (смена режима экспозиции поворотом колеса режимов и выключение камеры также сбрасывают значение экспозиции). Эту функцию можно применять для панорам (если вы планируете склейку внешними редакторами и не активируете режим "Панорама" камеры), или для многочисленных кадров одного объекта, как бывает при студийной съемке.

Экспозиционная вилка:
Три или пять кадров, симметричных относительно текущей экспозиции, отстоящих друг от друга с шагом в 1/3, 2/3 или 1 ступень.

Функция полезна при сложных условиях освещения. Камера делает несколько снимков друг за другом, и вы можете отобрать лучший.

Эквивалентная чувствительность ISO:
Авто, 50, 64, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 320, 400.

Это условные значения, примерно соответствующие аналогичному параметру пленочных камер. Установка больших значений чувствительности позволяют использовать более короткие выдержки или меньшие апертуры (большие диафрагменные числа), что полезно в условиях недостаточной освещенности, однако при этом возрастает уровень цифровых шумов.

Диапазон типичен для этого класса, однако разбивка очень детальная.

При установке этого параметра в "Авто" диапазон возможных значений составляет весь диапазон ISO 50-400, хотя камера, конечно, тяготеет к меньшим из них. По мере снижения освещенности кадра чувствительность увеличивается, при этом возможно появление и промежуточных значений, например, 72 или 154.

Баланс белого:
Автоматический, девять пресетных, референсный (по образцу), четыре пользовательских, ручная подстройка во всех режимах.

Возможности регулировки баланса белого очень широки. Есть отлично работающий автоматический режим и девять пресетных: четыре дневного света (солнечно, облачно, тень, закат), один для ламп накаливания и четыре для люминесцентных ламп. Каждый из пресетов можно подстроить (на +/-7 условных единиц) и сохранить в один из четырех пользовательских пресетов.

Кроме того, удобной и полезной возможностью является референсная установка баланса белого ("по образцу") - вы просто показываете камере лист белой (или нейтрально-серой) бумаги, и нажимаете кнопку в соответствующем пункте меню, давая команду: "считать это белым!" (точнее, цвето-нейтральным).

 
ФОКУСИРОВКА
 

Автофокус:
Сдвоенная система: пассивная TTL (через объектив, по контрасту изображения) и внешний активный автофокус (по фазовому сдвигу).
Режимы работы автофокуса:
iESP и точечный режим.

Olympus C-8080WZ имеет сдвоенную систему автофокуса. Первая, активная, освещая объекты инфракрасным (невидимым) лучом, производит грубую оценку расстояния (регистрируя сдвиг фазы). Такие системы применяются обычно в простых камерах.

Вторая, пассиваная, TTL-система производит фокусировку по максимальной контрастности изображения, формируемого объективом, аналогично большинству современных зеркальных аппаратов.

Вообще говоря, пассивные системы более точны, чем активные. Кроме того, пассивные системы правильно работают с любыми насадками на объектив (макро-, теле- и широкоугольными), поскольку в любом случае используют реальное изображение, образующееся на матрице.

По умолчанию работают обе системы, что индицируется как P-AF. Фазовую систему можно отключать через меню, тогда индикация изменяется на AF.

В нормальном режиме фокусировки (iESP) камера наводится на фокус, исходя из анализа всего видимого изображения, и объекты могут получаться четкими, даже если они находятся не в центре кадра.

Чтобы включить точечный режим, нужно, во-первых, нажать кнопку выбора режима фокусировки (сверху слева, обозначенная AF / * / MF), при этом на LCD-мониторе появляется типовая револьверная картинка - выбор из пяти опций, и не отпуская кнопку, повернуть колесо управления, выбирая один из автоматических режимов (AF, макро или супермакро). Если при этом нажать кнопку OK, то включится меню выбора режима автофокуса (AF MODE) - интегральный (iESP) или же точечный (SPOT). Можно также задать положение зоны точечного автофокуса в пределах кадра, нажимая навигационные стрелки. При этом револьверная картинка пропадает, а появляется рамка, обозначающая зону фокусировки. Ее можно двигать, но (в отличие от выбора зоны при точечном экспозамере) в довольно ограниченных пределах, выбирая одно из одиннадцати фиксированных положений, расположенных в центре экрана.

В точечном режиме фазовая система автофокусировки (P) всегда выключена. Индикация, соответственно, AF.

Сдвоенная система позволила существенно ускорить работу автофокуса по сравнению с C-5050. По меркам зеркальных камер автофокус все же относительно медленный, но время его срабатывания при нормальном освещении составляет порядка 0.3 - 0.5 секунды. Это уже неплохо!

В условиях недостаточной освещенности Olympus C-8080WZ на время работы автофокуса подсвечивает объект красным светодиодным лучом, что помогает осуществить точную фокусировку (эту опцию можно и отключить). Однако мне показалось, что фокусировка в темноте стала менее уверенной, чем у 5050.

Ручная фокусировка:
Есть, со шкалой расстояний на экране TFT-монитора.

Настройка фокуса осуществляется двумя навигационными кнопками (вверх-вниз, в данном случае дальше-ближе). Численные значения расстояния показываются на шкале, слева на мониторе. Центральная область изображения работает в режиме "линзы" - увеличивается для облегчения наведения. Пожалуй, работа в режиме ручной фокусировки - одна из слабых сторон C-8080. Фокусироваться вручную по картинке на мониторе неудобно, хотя существенно легче, чем на 5050.

Как и в случае с зумом, более удобным и быстрым решением является вращение кольца фокусировки на объективе. Впрочем, откровенно говоря, я редко использую режим ручной фокусировки - камера прекрасно наводится на автомате, как в iESP режиме, так и в точечном.

Диапазон фокуса:
От 20 см до бесконечности; от 5 см - в режиме "супермакро".

Формально, имеется режим "макро", рекомендованный при съемке на расстояниях от 20 до 80 см, однако фактически он лишь ускоряет наведение на резкость, подсказывая камере, в каком диапазоне искать фокус. Можно не включать его никогда - камера наведется и сама, в полном диапазоне от 20 см до бесконечности, просто может делать это чуть дольше.

А вот режим "супермакро" действительно заслуживает уважения. Он позволяет делать снимки объектов, находящихся на расстоянии 5 см от объектива (а по моим наблюдениям, и меньше), причем качество этих снимков получается просто отличным.

В режиме "супермакро" фокусное расстояние фиксируется. Для обеспечения большей глубины резкости желательно диафрагмировать объектив, что накладывает определенные ограничения на освещенность снимаемой сцены. Можно использовать внешнюю вспышку (при активизации режима slave и приоритете апертуры).

Звуковое подтверждение:
Нет.

Успешное срабатывание автофокуса индицируется зеленым кружком в левом верхнем углу кадра. Если фокус навести не удалось, кружок будет мигать. Пожалуй, наличие звукового подтверждения было бы полезной функцией (хотя такой звуковой сигнал многими фотографируемыми воспринимается как окончание съемки, и они начинают расходиться :)

 
ВСПЫШКА
 

Тип:
Встроенная, механически выдвигается при нажатии кнопки.

Вспышка оперативно приводится в рабочее положение нажатием кнопки на левой панели камеры. Убранная вспышка интерпретируется камерой как установленная в режим "выключено", а при выдвижении вспышки включается тот режим, который был установлен через меню (в том числе и "выключено", см. ниже).

Диапазон работы встроенной вспышки:
0.8-5.3 м (при эквивалентном F=28мм), 0.2-3.6 м (при эквивалентном F=140мм), при чувствительности ISO 100.

Вспышка достаточно мощная, и практически всегда она работает прекрасно, равномерно заполняет поле и не засвечивает близко расположенные объекты.

Время перезарядки:
Порядка 5 секунд.

Как и в большинстве современных аппаратов, если объект находится ближе максимально возможного расстояния, вспышка срабатывает не на полную мощность, поэтому и заряжается потом быстрее.

Коррекция вспышки:
±2 ступени.

Очень удобно. Небольшое снижение мощности вспышки (на -0.3 или -0.7 ступеней) позволяет добиваться более мягкого, естественного освещения объектов съемки, а глубокую коррекцию (до -2 ступеней) рекомендую применять, если вы хотите использовать принудительное включение вспышки для смягчения глубоких теней при съемке в солнечную погоду.

Режимы работы вспышки:
Автоматический, против красных глаз, принудительное включение, принудительное выключение, медленная синхронизация (передний и задний фронт).

В режиме коррекции красных глаз используется серию предвспышек.

В дополнение к очевидным режимам, режим медленной синхронизации использует вспышку пониженной мощности вместе с длинной выдержкой, что позволяет при съемке ночью или в сумерках получить равномерно освещенный передний план, и в то же время прорисовать фон, не дать ему погрузиться в полную темноту. Вспышка может срабатывать в начале экспозиции, или же в конце (соответствующие подрежимы обозначаются как Slow 1 и Slow 2). Для неподвижных объектов эта разница не имеет значения, а вот если объект перемещался, то вы получите размытый хвост, тянущийся впереди (Slow 1) или сзади (Slow 2) основного, более резкого, образа, сформированного работой вспышки. Этот прием иногда используется намеренно, в художественных целях.

Внешняя вспышка:
Модели Olympus'а, а также сторонних производителей.

Olympus С-8080WZ имеет стандартный разъем типа "горячий башмак" для подключения внешней вспышки, которая может использоваться вместо встроенной вспышки, или же вместе с ней. Это могут быть родные модели FL-20, FL-40, FL-50, или низковольтные вспышки от сторонних производителей, работу с которыми Olympus допускает, хотя и с многочисленными оговорками.

Управление внешней вспышкой (slave-compatible):
Есть.

Используя внешнюю вспышку, поддерживающую этот режим, вы можете задавать одно из десяти управляющих значений яркости (от 1 до 10). Внешняя вспышка может работать и при серийной съемке, однако быстродействие серийной съемки будет замедляться (в зависимости от установленного уровня яркости), поскольку вспышке нужно успевать подзаряжаться.

 

Во второй части обзора рассмотрены следующие моменты:

Матрица
Параметры кадра и носители информации
Органы управления
Другие возможности
Источники питания
Документация и программное обеспечение
Качество снимков
Выводы

Обзор фотоаппарата Olympus C-8080WZ - часть 2

 

На главную страницу В раздел Фото Материалы "О фотографии"

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора