Дмитрий Крупский
Обзоры фототехники

Фото >> Обзоры >> Nikon D5000

Дата написания обзора - май 2009.
Фотоаппарат предоставлен для тестирования фирмой МегаФото.

Часть 2 Перейти к 1-й части

Видеосъемка

Видеосъемку, которую разработчики называют «D-movie», не сразу и поймешь, как включать. На диске режимов ее нет, в меню – только настройка разрешения, вплоть до максимальных 1280x720p@24, но опять же, не включение записи. На самом деле, видеосъемка включается из режима живого вида, нужно просто нажать кнопку ОК. На мониторе побежит оставшееся до конца записи время – длительность отдельного ролика не может превышать пяти минут. Это ограничение, но не такое уж принципиальное. Неудобство оно вызовет лишь в экзотических ситуациях – например, если ты записываешь лекцию, то придется каждые пять минут перезапускать запись. В большинстве же реальных случаев видеосъемка всяко ведется относительно короткими эпизодами.

А вот автофокусировка при видеосъемке не работает. Однако и это не такая уж большая беда, как может показаться. Вспомни, как выглядят настоящие, серьезные фильмы. Как правило, они состоят из фрагментов с фиксированным фокусным расстоянием, зуммирование в пределах кадра встречается крайне редко. Перевод же резкости с одного плана на другой – с одного лица на другое, с героя на фон – встречается часто, но эту-то возможность D5000 как раз и дает! У зеркалки с крупной матрицей глубина резкости гораздо меньше, чем у компактных фотоаппаратов (да и любительских видеокамер), так что тут тебе и карты в руки. Правда, потрудиться придется, но что ж поделать. Хочешь получить эффект перевода фокуса, который выглядит красиво и профессионально – постарайся развить в себе соответствующие навыки, не так уж это и сложно. Ну а если перевода не требуется, то простое размытие заднего плана с четкими героями на переднем сделать еще проще – один раз навелся на фокус и снимаешь.

Получается, видеосъемка с D5000 будет выглядеть так: настраиваешь зум и фокус, снимаешь непрерывный фрагмент. Потом полученные эпизоды режешь и склеиваешь во внешнем редакторе. Заметим, что если ты часто переключаешься между фото- и видеосъемкой, возникает неудобство – нужно каждый раз переключать режим фокусировки на ручной, а при возврате к фотосъемке – обратно на авто; можно легко забыть это сделать и испортить снимок.

При видеосъемке продолжают работать сюжетные программы (как минимум, некоторые из аспектов, например, повышение насыщенности в сюжетах Пейзаж или Осенние листья). Качество звука аналогичное Nikon'у D90, разъема для подключения внешнего микрофона нет. При панорамировании возникает эффект «качающихся вертикалей» – двигаешь камеру в сторону, а вертикальные линии отстают, искривляются. Столбы покачиваются, словно резиновые. Очевидно, сигнал считывается не мгновенно со всей матрицы, а последовательно, непрерывно, и получается, что по мере считывания и формирования изображения картинка успевает измениться, уйти вбок... и выглядит это как искривление. Впрочем, резкие боковые движения камерой в любом случае при видеосъемке противопоказаны.

Однако все мелкие недостатки и неудобства с лихвой окупаются качеством изображения. Фильмы получаются словно снятыми на кинопленку – сочными, насыщенными, мягкими (без болезненно-попиксельной структуры). До качества хорошей видеокамеры они все же не дотягивают, но преимущество над цифрокомпактами разительное. Поставь камеру на штатив, не злоупотребляй зуммированием в пределах кадра, и тогда сочетание стабильности картинки с небольшой глубиной резкости и эпизодическими переводами фокуса между планами позволит тебе получать эффектные, профессионально выглядящие фильмы.

Заметим, что у некоторых конкурентов автофокус при видеосъемке работает. Однако и там «на лету» пользоваться им вряд ли получится. Он медленный и рыскает туда-сюда, не сразу цепляясь на объекте, и выглядит это несимпатично. Методика работы все равно будет той же – сначала наводишься на фокус, потом начинаешь запись, а в процессе съемки автофокус не используешь.

 

  МегаФото - цифровые фотоаппараты и аксессуары   Рейтинг@Mail.ru  

Режим просмотра

Nikon D5000

Снимки можно выводить на экран в виде матрицы 2x2, 3x3 или 9x8, есть и календарный доступ, по дате съемки. Масштаб изменяешь двумя кнопками, левой рукой. Это широко распространенный вариант, хотя мне лично больше нравится вращением колесика – с ним получается быстрее, чем многократными последовательными нажатиями кнопок «плюс» и «минус». Здесь же колесико перелистывает снимки, дублируя функцию кнопок навипада Влево-Вправо.

Nikon D5000

Кнопками Вверх и Вниз перебираешь экраны вывода информации а параметрах снимка. Что именно включать в перебор – задается в меню выставлением соответствующих галочек.

В минимальном случае экрана всего два – полный кадр с краткой информацией, плюс второй экран с параметрами.

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

В максимальном случае добавляется еще пять различных экранов.

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Все прекрасно, а единственное замечание относится как раз к базовому отображению «полный кадр с краткой информацией», который включается первым и присутствует во всех вариантах. Поскольку "пленочный" формат кадра Nikon D5000 с соотношением сторон 3:2 занимает не весь экран, внизу остается свободная полоска, и было бы хорошо увидеть на ней примерно следующую информацию: номер кадра, экспопару, экспокоррекцию, ISO, баланс белого, тип экспозамера. Эти параметры можно отображать краткими числами и пиктограммами, так что все прекрасно поместилось бы, да еще и для мини-гистограммы нашлось бы место. Этот режим мог бы стать главным во время просмотра, и перелистывание на другие экраны требовалось бы лишь изредка. Однако что мы видим?

Nikon D5000

Прежде всего, название текущей папки 100D5000, далее номер файла, дату и время съемки, разрешение кадра… На мой взгляд, совершенно не рационально.

Nikon D5000

Возможности редактирования снимков после съемки у D5000 потрясающие. Есть, конечно, и относительно «попсовые» эффекты, например, «Рыбий глаз» (имитация работы сверхширокоугольного объектива – на первый взгляд, похоже, но реально-то угол зрения и количество попавшего в кадр пространства при этом не расширяется), или «Цветовой контур» (убирается цвет и одновременно подчеркиваются контуры объектов, в результате получается подобие карандашного рисунка).

Nikon D5000

Nikon D5000

Однако есть и серьезные возможности – обработка RAW файлов (превращение их в JPEG с различными настройками экспозиции, баланса белого, цветовой схемы) или управление искажениями (устранение бочко- и подушкообразных дисторсий, привносимых некоторыми объективами).

Nikon D5000

Nikon D5000

Очень понравилось, что можно корректировать перспективу, уменьшая эффект схождения вертикалей, который неизбежно возникает при отклонении оси объектива вверх от горизонтали. Нужно только не перестараться, стремясь добиться вертикальности линий – потому как в реальности-то они все-таки сходятся, и чрезмерное их выправление сразу заметно и выглядит неестественно. Кроме того, возможен и поворот изображения – речь не об обычном развороте на 90 или 180 градусов, а прецизионный, исправляющий наклон горизонта, здесь он назван «Выравниванием».

Nikon D5000

Nikon D5000

Пожалуй, впервые я вижу камеру, про которую могу искренне сказать – в принципе, с ней можно обходиться вовсе без внешнего редактора.

Не понравилось лишь, как реализовано кадрирование. Размер рамки можно изменять только большими шагами, не плавно: сначала родные 12 Мп (4288x2848), потом сразу идет 3424x2280, а далее 2560х1704, 1920х1280, 1280х856, 960х640 и 640х424. Хотя передвигать рамку по полю можно достаточно плавно. Кроме того, нельзя сменить ориентацию кадра – из вертикального снимка уже горизонтально-ориентированный участок не вырежешь.

Качество снимков

Снимки просто великолепные. Камера программно устраняет хроматические аберрации (цветовые оконтуривания контрастных объектов, которые в большей или меньшей степени возникают практически у всех объективов, особенно на широких углах). Здесь их просто нет, и это впечатляет. Недорогой китовый объектив сразу как бы поднимается в классе.

Автоматика отличная, динамический диапазон – тоже хорош. На фукнцию Авто-D-Lighting вполне можно положиться – она и из теней детали вытягивает, и света, как правило, умудряется не пересвечивать. Даже при наличии ярких бликов и сильной тени снимки получаются хорошо читаемыми – хотя можно заметить тенденцию к недоэкспонированию, но лишь слегка, да и в любом случае это менее страшно, чем возникновение пересвеченные участков.

Ситуация с шумами тоже отличная. При ISO 1600 картинка выглядит лучше, чем у большинства компактов при ISO 100. Лишь при ISO 3200 шум становится хоть сколь-нибудь заметной проблемой, но снимки еще вполне можно использовать. Ну а экстремального значения ISO 6400 все же лучше по возможности избегать (цветопередача ухудшается, детали замазываются).

В целом D5000 ставит новую планку для максимальной в моих обзорах оценки 10/10, по параметру «качество снимка». Теперь фотоаппараты с заметными хроматическими аберрациями вряд ли получат высший балл. Оправдания в духе того, что «тут просто объектив китовый, а камера-то сама ого-го!» – уже не прокатят. Смог же Nikon!

Тестовые снимки

Днем на улице

Параметры съемки: сюжетная программа "Пейзаж", баланс белого "Авто", ISO 200, выдержка 1/500 с, диафрагма F/11. Ниже - фрагменты исходного снимка в масштабе 1:1.

Nikon D5000

Nikon D5000Nikon D5000

С высоким значением ISO

Параметры съемки: режим P, баланс белого "Авто", ISO 1600, выдержка 1/1000 с, диафрагма F/16. Ниже - фрагменты исходного снимка в масштабе 1:1.

Nikon D5000

Nikon D5000Nikon D5000

Другие снимки:

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Nikon D5000

Полноразмерные файлы можно скачать из этого же обзора Nikon D5000, размещенного на сайте МегаФото.

Выводы

Плюсы

  • Точная работа автоматики.
  • Оптический стабилизатор в китовом объективе.
  • Автоматическая коррекция хроматических аберраций.
  • Отличное качество снимков.
  • Низкий уровень шумов при высоких значениях ISO.
  • Активный D-Lighting – полезная функция по «расширению» динамического диапазона.
  • Высокое быстродействие (кроме режима живого вида).
  • Серийная съемка 4 кадра/с – неплохо, хоть и не супер.
  • Наличие лампы подсветки автофокуса (не нужно поднимать вспышку).
  • Поворотный монитор.
  • Линии сетки в видоискателе.
  • Электронный дальномер (помощь при ручной фокусировке).
  • Видеосъемка высокого разрешения (1280x720@24).
  • Звук затвора мягкий, негромкий, есть еще и возможность приглушать его.
  • Богатые возможности внутрикамерной обработки снимков, в том числе RAW-файлов.
  • Функции мультиэкспозиции и «Pictmotion» (создание мультфильмов).
  • Поддержка GPS навигации (опционально).

Минусы

  • При видеосъемке – не работает автофокус.
  • При видеосъемке – звук не высококачественный, а разъема для микрофона нет.
  • При видеосъемке – эффект «качающихся вертикалей».
  • Время HD-видеоролика ограничено пятью минутами (ты заметил? перечисленные до сих пор минусы относятся к функции видеосъемки. А ведь мы говорим о фотоаппарате! Что же получается, фотоминусов у него нет?..)
  • Контрастный автофокус в режиме живого вида по-прежнему медленный, а фазового нет вовсе.
  • Рукоятка маловата (для человека с большими руками).
  • Ограниченная поддержка объективов не из линеек AF-S и AF-I.
  • Поворотный монитор может блокироваться штативной головкой.

Эргономика                    
9/10

Система управления дружелюбна к начинающему пользователю, однако потенциальные возможности зеркалки использованы далеко не полностью.

Функциональность                    
10/10

Конечно, не все мыслимые функции и возможности воплощены в этой модели, но все же функциональность вполне достаточна для любителя и даже продвинутого энтузиаста.

Качество снимков                    
10/10

Снимки отличные. Особенно впечатляет отсутствие хроматических аберраций, а также работа камеры на высоких значениях ISO.

Цена/качество                    
8/10

Для младшей модели в линейке D5000 несколько дороговата. Будем надеяться, что это следствие новизны аппарата, а со временем цена снизится.

Общая оценка                    
9/10

В двух словах D5000 можно охарактеризовать как более доступную версию модели D90, в корпусе D60 и с ограниченной поддержкой объективов в плане автофокусировки. У D5000 есть несколько очень полезных и важных фишек – поворотный монитор, HD-видеосъемка, несколько типов фокусировки в режиме живого вида. Но все же главное достоинство этой камеры – снимки великолепного качества.

Для любителя, который хочет расти, как в смысле функциональности, так и качества снимков, Nikon D5000 – прекрасный выбор. Этот аппарат подойдет и для апгрейда с младших моделей, и для первого приобщения к миру качественной зеркальной фототехники.

Фотоаппарат предоставлен для тестирования фирмой МегаФото.

  Вернуться к 1-й части обзора Nikon D5000

На главную страницу В раздел Фото Материалы "О фотографии"

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора