Дмитрий Крупский
Персональный сайт

Фото >> Путешествия >> Горный Алтай
2. Пещера Музейная

В путеводителях по Горному Алтаю говорится, что Музейная пещера относится к системе Каракольских пещер, и что упоминается она еще в дневниках великого русского художника и философа Николая Рериха. Глубина ее порядка 25-30 метров, суммарная протяженность 850 м, есть в ней несколько больших залов, гротов и множество соединяющих их переходов. Изобилует пещера разнообразными натечно-капельными образованиями - конусообразными, трубчатыми и сферическими сталактитами, кустистыми кораллообразными сталагмитами, и прочими редкими отложениями.

Начитавшись таких вот путеводителей, я вообразил себе эти огромные залы с красивущими разноцветными стенами, капающими сталактитами и подземными озерами. Взял фотоаппарат, к нему штатив (поскольку в пещере темно и выдержки нужны немалые), а также еще и выносную вспышку, освещать всю эту красоту, ибо встроенная в аппарат вспышка явно такие залы осветить не сможет. Подготовился, одним словом.

Как вы помните из рассказа на предыдущей странице, проехав в микроавтобусе километров четыреста, на стоянку мы прибыли под вечер. Пока разворачивались, ставили палатки, то да се, начало темнеть, и было уже часов десять. Тут-то и оказалось, что лезть в пещеру лучше прямо сейчас, ибо все равно там темно, так что какая разница, а ежели сейчас не слазаем, так назавтра уже некогда будет. Я мысленно пособолезновал тем, кто прилетел из Москвы прямо сегодня утром, а посему поспал в самолете не больше часа (правда, в нашей группе таковых не оказалось). Однако выбора не было - не отказываться же от первого предлагавшегося мероприятия, да еще какого - настоящая дикая пещера, мама дорогая!

Из ближайшего поселка прибыл легендарный Пещерный Человек Леша. Весь окрестный люд его хорошо знает, это настоящий фанат пещер, днюет в них, ночует, и пещерами же кормится, водя группы любопытных и доверчивых туристов. После случившегося в прошлом году землетрясения Леша вообще из пещер не вылезает, поскольку надеется, что сдвинулось там что-нибудь под землей, и открылся проход к подземному озеру, которое никто из ныне живущих не видел, а знают о нем только по слухам и рассказам предков. Однажды Леша провалился в один из таких новых, незнакомых ему проходов, упал на спину, потерял сознание, и фонарик у него сломался. Очнулся - и не понимает: на этом он свете, или уже на том. После чего Леша из пещеры двое суток выходил. Ходы-то все наизусть знает, но вот из той самой скважины непросто было вверх, по тоннелю, выбираться.

  Хостинг от Форт-Информ - скорость, качество и надежность Рейтинг@Mail.ru  


Леша заправляет светильник

Впрочем, все это Леша уже потом рассказал. А сразу пугать не стал. Рассказал лишь, что пещера живая, говорить нужно только шепотом, куски отламывать нельзя. В крайнем случае можно взять те камни, что пещера сама отдает - то есть те, что уже отломались.

Леша принес для всех каски и комплекты грязной одежды. Это, конечно, совершенно правильно, ибо измазались мы там изрядно. А еще принес химические светильники, которые горят прямо на шлемах язычками открытого пламени, распространяя вокруг забытый с детства запах карбида. Такие горелки не всем достались, а только инструкторам. На снимке Леша заправляет горелки неизвестными мне химикатами (водой, небось).

Нас подвезли к пещере на микроавтобусах, насколько они смогли подняться в гору. Вход в пещеру находится на холме, на высоте 200 метров от уровня реки Каракол. Пришлось карабкаться в сгущающихся сумерках на этот самый холм.

На снимке кажется, что светло, но на самом деле это просто снято с большой выдержкой, со штатива. Вход в пещеру низкий и узкий, сразу за входом потолок чуть повыше, а из этого небольшого зала вниз идет ледяной тоннель - диаметром около метра, и глубиной метра четыре. Или семь. Туда нас спускали на обвязке, или как это у альпинистов называется. Короче, трос такой, с ремнями и карабинами.

Туристы должны иметь с собой фонарики, предупреждала турфирма. Мы и взяли один на двоих - ага, пещера-то музейная.

Вход в Музейную пещеру
Грот в Музейной пещере

Разумеется, мы оказались неправы - фонарик обязательно нужен каждому. Желательно - не обычный, который держишь в руках, а налобный, да поярче. Руки пригодятся, чтобы карабкаться на четвереньках. На снимках видны довольно просторные залы, но таких мест мало. В большинстве проходов в полный рост не выпрямиться, а местами нужно и вовсе протискиваться в щели, ползти и перекатываться. Мне приходилось это проделывать, волоча за собой сумку с фотоаппаратом, штатив и фонарик, и было уже не до съемок. Хорошо, что часть пути Леша помог мне тащить чехол со штативом.

Стены и пол мокрые и грязные, местами сочится вода или лежит лед. Температура немногим выше нуля, изо рта и от ладоней идет пар. В общем, впечатление, что ползаешь по бетонному подвалу взорванного дома - везде плиты, глыбы, колючие камни, похожие, как и было обещано, на кораллы, о которые обдираешь ладони и колени. Постоянно бьешься головой о потолок - хорошо, что каска, не больно. И не холодно - ибо организм мобилизуется и греет тебя изнутри. А вот страдающим клаустрофобией в пещере точно делать нечего.

Наросты в пещере
Зал Белого Орла

Через час (а всего мы провели в пещере часа три или четыре, хотя обошли далеко не всю), у меня накрылся фонарик. Когда-нибудь сделаю на этом сайте страницу, посвященную разозлившим меня фирмам, и тогда VARTA будет на втором месте (после Samsung'а, но это уже совсем другая история).

Ситуация стала совсем неприятной, ибо и одного-то фонаря на двоих было мало, а уж остаться совсем почти в темноте... По счастью, нашлись более предусмотрительные коллеги с запасным фонариком.

Иногда Леша давал передохнуть, посидеть, обращал внимание на симпатичные места со всевозможными наростами, похожими на кораллы и актинии, или же звенящими, как ксилофон, если постукать по ним палочкой - легонько и осторожно, чтобы не отломились. Показывал залы и камни, похожие на скульптуры - делился с нами своей радостью.

В общем, для большинства из нас, неподготовленных спелеологов, большую часть жизни просидевших в офисах за компьютерами, посещение пещеры было порядочным шоком. Оттого и запомнилось. Навсегда, наверное.

Пещера Музейная - сталактиты и сталагмиты
Грот в Музейной пещере

Наверх, по ледяному тоннелю, карабкались из последних сил. Конечно, Леша помогал, страховал тросом и вытягивал самых обессиленных. Я безуспешно пытался сложить свои длинные ноги в узком проеме, чтобы наступить носком кроссовки в ложбинку, брыкался и бил по каскам поддталкивающих меня снизу. Было много матюгов и еще больше смеха.

А горелки светят действительно здорово - сравните фонарик (внизу кадра) и свет от горелки (сверху).

В лагерь вернулись часа в четыре ночи. На следующее утро я взял карту, чтобы поглядеть, как же называется это чудесное место. Название близлежащего поселка попадало на складку карты, последняя буква стерлась, и я прочитал: Черный Анус. Восторгу моему не было предела - да, да, именно так! именно там мы вчера и кувыркались!
Инструкторы поправили, мол, Черный Ануй... но я-то знаю!..

Лед, светильник и фонарик

Назад - на страницу
Барнаул и начало маршрута
Выйти из рассказа
Горный Алтай
Вперед - на страницу
Водопады на реке Шинок

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора