Дмитрий Крупский
Обзоры фототехники

Фото >> Обзоры >> Лучшие камеры 2008 года

Обзор написан в ноябре 2008 г.

Часть 1 Перейти ко 2-й части

Уходящий 2008 год - это российский кубок УЕФА и китайский бенефис на Олимпиаде, это выборы и финансовый кризис, это Евровидение и Большой Агромный Коллайдер. Все это было, и все это важно, но о чем таком говорить мы сегодня не будем.

Сегодня мы подводим итоги и называем лучшие модели цифровых фотокамер 2008 года.

Рейтинг@Mail.ru  

Итоги 2008 года, тенденции и прогнозы

Рынок

Хотя рынок цифровой фототехники вообще возник не так уж давно, развивается он быстрыми темпами и к сегодняшнему дню более-менее сформировался, стал зрелым и насыщенным. Модели фотоаппаратов предлагаются самые разнообразные, и зачастую у разных производителей встречаются очень похожие модели. Пересечения неизбежны - как за счет сознательного копирования, так и просто за счет большого количества аппаратов.

В этих условиях, чтобы завоевать покупателя, производители, во-первых, постоянно выпускают новые модели, причем изменения и апгрейды часто несущественны - обновления становятся самоцелью, лишь бы предложить что-то новое.

Во-вторых, заполняются даже минимальные пустоты и зазоры между разными моделями, линейки расширяются и уплотняются - например, среди зеркалок Canon или Nikon можно насчитать как минимум пять уровней или подклассов. Причем, поскольку линейки имеют как бы гребенчатую структуру, где каждый зубец - это отдельная модель, то "гребенки" конкурентов сознательно слегка разводятся по уровню, чтобы модели не сталкивались с моделями конкурента непосредственно, а попадали между ними, словно пальцы сцепленных рук - дабы еще плотнее заполнить все возможные пустоты и предложить каждому потенциальному покупателю именно то, что ему нужно.

В-третьих, разработчики вынуждены уходить от "мейнстрима", придумывать что-то принципиально новое и по-настоящему особенное - пусть даже рассчитанное не на массового покупателя, а на избранных. Часто такие особенности лежат в области технических параметров - тогда возникают нишевые и концептуальные модели, типа Casio F1. Их немного, они своеобразны, порой спорны, но именно этим и интересны. В других случаях "особенности" принимают и чисто имиджевые формы, тогда рождаются эксклюзивные малотиражные серии, а на передней крышке стильного ультракомпакта появляется эффектная отделка со стразами и бриллиантами.

Стабилизация изображения

Оптические стабилизаторы продолжают все чаще использоваться в цифровых аппаратах. Например, у Panasonic попросту все компакты оснащены стабилизатором. Но все же я не стал бы преувеличивать и абсолютизировать важность этой функции. Да, конечно, иногда стабилизатор очень полезен. Однако днем, при хорошем освещении, он еще не нужен - выдержки и так достаточно короткие. В сумерках, и тем более ночью, он уже не поможет - всяко потребуется штатив. Поэтому набор ситуаций и диапазон освещенности, когда стабилизатор реально выручит тебя, не так уж широк. Говорю об этом не для того, чтобы принизить полезность этой функции - просто многократно замечал, что неопытные фотографы видят в стабилизаторе некую панацею, которая словно бы гарантирует им качественные, несмазанные шедевры. Так и хочется сказать: дружище, для начала возьми хотя бы камеру двумя руками, и постарайся не трясти ее во время нажатия на кнопку, и ты удивишься, какой будет прогресс - даже безо всякого стабилизатора.

Вероятно, доля моделей с оптической стабилизацией будет продолжать плавно нарастать. Однако мне кажется, что в обозримом будущем мы не придем к ситуации, когда стабилизаторами будут оснащаться все без исключения модели. Все-таки без этой функции можно и обойтись, а поскольку при ее отсутствии аппарат получается несколько дешевле, то производители будут предлагать тебе выбор - купить модель чуть подороже со стабом, или же чуть подешевле, но без него.

Широкий угол

Наличие в камере широкоугольного объектива всегда вызывает наше одобрение, поскольку позволяет вместить в кадр больше пространства, тем самым расширяя твои творческие возможности. Приятно констатировать, что наступление широкого угла в 2008 году шло активными темпами. Если раньше диапазон зума "типичного компакта" начинался от 35-36 экв. мм, то сейчас 28 экв. мм уже стали очень частым явлением, такие модели встречаются практически у всех производителей, а для некоторых (Panasonic, Casio) рубеж в 28 экв. мм стал чуть ли не обязательным условием. Лидирующие же по этому показателю аппараты предлагают угол в 24-25 экв. мм.

Думется, что на этом уровне расширение можно и приостановить. Широкий угол в 24-25 экв. мм - это уже очень здорово, будем надеяться увидеть новые модели с такой широкоугольностью. Хорошо бы только добавить к ней чуть большую кратность зума - ведь на сегодняшний день платой за столь широкий угол является снижение кратности зума до 2.5-3x.

Модные функции

Поскольку фотографирование становится все более и более массовым увлечением, совершенно неудивительно, что во весь голос заявляет о себе тенденция "попсового" толка - ориентация не на улучшение истинно фотографических характеристик и параметров аппарата, а на упрощение работы с ним, на "нажал и готово", на кнопку "шедевр", на "камера сделает все за тебя" (ведь ты этого достойна), на прикольные фенечки, рожицы, сердечки и рамочки.

Одной из самой популярной функции стало "распознавание лиц" - ею оснащаются уже не только компакты, но даже и некоторые зеркальные модели (в режиме "живого вида"). Процессор может находить в кадре сразу несколько лиц и оптимизировать с учетом этого работу камеры. Теоретически - неплохо, особенно с точки зрения помощи системам автофокуса и экспозамера. На практике же эта функция еще очень далека от совершенства. Распознавание по большому счету неуверенное, любые помехи (шляпы, бороды, очки, усы, руки) в большей или меньшей степени дестабилизируют работу этой функции, равно как и движение людей в кадре, повороты и наклоны головы. Присутствует и обратное явление - камера может "увидеть" лицо в скоплении листьев, пятен на березе, а то и вовсе на совершенно, казалось бы, не располагающем к этому месте. Разновидность функции распознавания - срабатывание по улыбке. Камера делает снимок автоматически, когда человек в кадре улыбнется. Опять же, уверенно и четко эта функция работает только в "лабораторно-тепличных" условиях - если все дружно смотрят в объектив застывшим взглядом, а потом делают так называемый "чииииз". Одним словом, функции забавные, но практической пользы от них немного. Единственный по-настоящему большой плюс - это распознавание лиц в режиме просмотра, когда ты можешь быстро переключаться от лица к лицу, причем в увеличенном масштабе, и проверять, резкими ли получились глаза, не прикрыты ли они, и так далее. Вот это действительно удобно.

Другая модная функция - сенсорный экран, на который возлагается полное (а иногда частичное) управление камерой. Много компактов с тач-скринами выпускает компания Sony. Некоторые другие производители осторожно попробовали выпустить одну-две модели, но массовым явлением это пока не стало. Лично я не являюсь поклонником сенсорного управления, серьезные фотографы (а тем более профессионалы) тем более вряд ли от него в восторге, но вероятно, доля компактов с сенсорным экраном будет увеличиваться. В конце концов, условия диктует покупатель, а в наше время разнообразные высокотехнологичные девайсы, капэка, джипиэсы, айподы и коммуникаторы стали самым обычным явлением - соответственно, сенсорные экраны становятся привычным интерфейсом, почему бы им и в фотоаппаратах не расширить свое присутствие?

Компакты со сменными объективами

Минувший год ознаменовался интенсивным развитием "зеркального направления" - появлялось много новых моделей, и миниатюрных, и полнокадровых, расширялась функциональность, улучшались характеристики. Эволюционный процесс идет, причем бурными темпами, и это, конечно, замечательно!

Однако хочется сказать о событии, которое, на наш взгляд, носит революционный характер. Решив первоочередные проблемы, более-менее насытив рынок традиционными зеркальными и компактными моделями, разработчики наконец-то добрались и до идеи, которая давно маячила где-то на горизонте, и вот, наконец-то, из теоретической плоскости переведена в самую что ни на есть практическую. А именно - компании Olympus и Panasonic совместно разработали систему "Микро-4/3", в рамках которой будут выпускаться компактные камеры со сменными объективами. Удалось найти принципиальный компромисс между качеством, которое обеспечивают только крупные матрицы, стоящие в зеркалках, и компактностью, которую дают незеркальные аппараты - путем пересмотра конструкции зеркальной камеры, из которой исключили систему зеркал и некоторые другие элементы. Теперь можно делать компактные камеры с крупной матрицей и сменными объективами (как миниатюрными, специально разработанными для стандарта Микро-4/3, так и обычными "большими", стандарта 4/3, через переходник). Первый такой аппарат - Panasonic Lumix DMC-G1 - уже вышел в свет, анонсирована и разработка камеры от Olympus.

Окажет ли это событие глобальное, революционное влияние на рынок, или останется незамеченным, локальным мини-переворотом? Думаю, ни то, ни другое - в реальности будет что-то среднее. Время покажет, а конкуренты пока приглядятся, что из этого получится.

Canon PowerShot A470

Телевизионная реклама изо всех сил старается внедрить в наше сознание концепцию "зачем платить лишнее" - мол, денег можно потратить в три раза меньше, а результат будет тот же. Справедливо ли это? С одной стороны, конечно, нет. В условиях настолько массового и насыщенного рынка, каковым является мировой рынок фототехники, производители просто не могут позволить себе необоснованно задирать цену, так что не сомневайся - если некая модель стоит дороже, значит, чем-то она и лучше. Другое дело, что это "чем-то" может оказаться и эффектной отделкой корпуса, и сенсорным экраном, и специальным разъемом для подключения внешней вспышки. Весь вопрос в том, нужны ли тебе именно эти "излишества", или ты можешь легко от них отказаться, и тогда действительно разумно сэкономить на покупке? Иными словами, выбирая недорогую модель, ты обязательно идешь на компромисс и в чем-то теряешь; однако если подходишь осознанно, то выбор может оказаться оптимальным.

Canon PowerShot A470

Победитель в категории
"Бюджетная камера"

Матрица

7.1 Мп; 3072x2304; 1/2.5"

Объектив 3.4х оптический зум (38-132 экв. мм), F/3.0-5.8
Монитор 2.5"; 115000 точек

Цена

3700 руб (здесь и далее - цены ориентировочные, указаны на момент написания обзора).

Canon PowerShot A470 - один из самых недорогих цифровиков. Чем же ты пожертвуешь, выбрав эту модель? В первую очередь, компактностью; толщина корпуса такова, что аппарат воспринимается эдаким "огурчиком". Функциональность также местами ограничена, нет широкого угла, слабая видеосъемка. Пострадала и эргономика - управление зумом ведется двумя клавишами навипада, что вообще является уникальным случаем. Разрешение монитора по сегодняшним меркам низкое - но разве это окажет влияние на качество снимков? Нет, не окажет, и более того, качество изображения - как раз тот параметр, который у Canon A470 от упрощений и удешевлений не пострадал. И уж совсем удивительно для компакта такого уровня наличие программируемой кнопки, установки баланса белого по образцу и подстройки параметров изображения. Словом, для своей цены аппарат просто отличный.

Конечно, это не единственный вариант. Очень неплохие недорогие камеры есть и у Pentax (в них акцент сделан на удобстве управления), и у Casio (а эта фирма традиционно насыщает продвинутыми функциями даже самые младшие модели).

Olympus mju 1030SW

Подводная камера

Существует два принципиально различных подхода к подводной съемке. Первый - использование специальных герметичных боксов, в которые размещается обычная, "неподводная", камера. Жесткие боксы обеспечивают доступ ко всем (или большинству) органов управления, и камера сохраняет свои фотографические способности при погружении на значительную глубину, порядка 40 метров. Недостатки этого подхода - громоздкость и высокая стоимость. Альтернативный подход - создание камеры, которая сама по себе обладает герметичной защитой и способна работать под водой без всяких дополнительных устройств.

Olympus mju 1030SW

Компания Olympus давно и успешно работает по обоим направлениям, выпуская подводные боксы для многих своих моделей, как компактных, так и зеркальных, а в последние пару лет применяет накопленный опыт в "подводных" аппаратах линейки SW, количество моделей в которой уже не пересчитать по пальцам одной руки. Аппарат Olympus Mju 1030SW выдерживает погружение на глубину до 10 метров, нагрузку до 100 кг, десятиградусный мороз и падение с двухметровой высоты. Так что, если ты любитель экстремального спорта, походов, офф-роадов и прочей активной прелести, этот аппарат будет надежным спутником в самых тяжелых условиях. Отметим также, что 1030SW - первая модель в линейке, где объектив стал широкоугольным (от 28 экв. мм).

В качестве альтернативы можно назвать Pentax Optio W60 - эта камера чуть богаче настройками, стоит меньше, но прочностью корпуса и глубиной погружения (до 3 м) уступает.

Panasonic Lumix DMC-LZ8

Бюджетный зум

Многие фотолюбители особенно ценят наличие в фотоаппарате объектива с повышенной кратностью зума. Если к этому критерию добавить требование оставаться в рамках ограниченного бюджета, то подходящим вариантом будет Panasonic LZ8, который оснащен пятикратным стабилизированным зум-объективом (диапазон 32-160 экв. мм).

Panasonic Lumix DMC-LZ10

У родственной модели LZ10 (которая приведена на снимке) диапазон зума также 5х, но чуть сдвинут в сторону широкого угла (30-150 экв. мм), отчего и стоимость несколько выше.

Еще один хороший "бюджетный зум" - Pentax Optio Z10, у которого диапазон даже семикратный, однако за счет ограниченной широкоугольности (38-266 экв.мм); кроме того, у этого аппарата отсутствует оптическая стабилизация.

Panasonic Lumix DMC-TZ5

Мощный зум и компактность фотоаппарата - требования противоречивые, однако они великолепным образом уживаются в модели Panasonic TZ5. Эта камера покрывает десятикратный диапазон фокусных расстояний, при этом оставаясь компактом "классически-мыльничного" дизайна (да простит меня производитель за такой термин). Широкоугольный объектив, эффективная оптическая стабилизация, отсутствие хроматических аберраций (цветового окрашивания на границах контрастных объектов), удобная эргономика и понятная система меню, большой качественный монитор, видеосъемка в HD-разрешении (1280x720) - перечень достоинств этой модели можно продолжать и продолжать.

Panasonic Lumix DMC-TZ5

Победитель в категории
"Ультразум"

Матрица

9.1 Мп; 3456x2592 (4:3) или 3552x2368 (3:2) или 3712x2088 (16:9); формат 1/2.33"

Объектив 10х оптический зум (28-280 экв. мм), F/3.3-4.9
Монитор 3.0"; 460000 точек

Цена

11000 руб

Panasonic TZ5 послужит прекрасной камерой для дальных путешествий - легкой, удобной и функционально гибкой, а может быть и верным спутником на каждый день, если только ты не ставишь непременным условием максимально плоский корпус, ведь у этой модели габаритная толщина все же составляет 37 мм.

Стоит упомянуть также модель-близнец Lumix DMC-TZ4 - у нее нет HD-видеосъемки и дисплей попроще, за счет этого стоимость заметно ниже.

Особый приз - ЗА ПОСТОЯНСТВО

Итоги уходящего года мы подводим уже в четвертый раз, и три последние года в списке лучших моделей оказываются ультразумы линейки Panasonic Lumix. В 2006 году это был TZ1, в 2007 году - TZ3, и вот теперь - TZ5.

Вводя специальный приз "за постоянство", мы, конечно, имеем в виду не постоянство технических параметров и характеристик аппаратов Lumix TZ, а их неизменно лидирующее положение. На самом деле, Panasonic - одна из тех компаний, в фотоаппаратах которых от года к году заметен явный и существенный прогресс. Вот и ультразумы TZ непрерывано улучшались от модели к модели - повышалось качество снимков, диапазон зума сдвигался в сторону широкого угла, добавлялась функции, совершенствовалось управление. Откровенно говоря, даже удивительно, почему другие производители не копируют великолепные модели линейки TZ. В других нишах конкуренция очень высока, но если мы говорим о "компактном ультразуме", то камеры Panasonic TZ по-прежнему вне конкуренции.

Sony Cyber-shot DSC-T700

Ультракомпакт

Продолжая эксплуатировать звонкое слово "ультра", переходим от ультразумов к ультракомпактам. Так мы называем камеры, толщина корпуса которых не превышает 24 мм. Это очень широкий класс, в который попадают аппараты самой разной функциональности - и "однокнопочные" модели начального уровня, и камеры с достаточно продвинутой начинкой, и эффектные имиджевые девайсы. Победителя назвать непросто, но мы все же выбрали Sony T700 - на наш взгляд, эта модель в наибольшоей степени воплотила в себе те черты и особенности, которые ассоциируются с понятием "ультракомпакт".

Sony Cyber-shot DSC-T700

Корпус у Sony T700, конечно, очень тонкий, но при этом металлический, прочный. Дизайн - эффектный и привлекательный, но не крикливо-вычурный, а напротив, строгий, элегантный и, скажем так, "спокойно уверенный в себе". Управляется камера с помощью сенсорного экрана, оснащена 4 гигабайтами встроенной памяти, а также множеством высокотехнологичных функций - как по-настоящему фотографических, так и вспомогательно-развлекательных. Одним словом, аппарат современный - хотя, безусловно, не из дешевых.

Nikon Coolpix P80

Суперзум

Отдельной категорией стоят камеры, диапазон зума которых достигает рекордной кратности в 15, 18 и даже 20 раз. Объектив с таким зумом уже не удается сделать компактным, поэтому аппарататы этого класса выполнены в так называемом "псевдозеркальном" дизайне, то есть корпус у них довольно габаритный, похожий на миниатюрную зеркальную камеру.

Nikon Coolpix P80

Как правило, суперзумы функционально продвинуты и в широком смысле - имеют ручные режимы, поддержку формата RAW, разъем для внешней вспышки и т.д. Появились суперзумы не так давно, однако сегодня уже почти все производители имеют в своих линейках модели этого класса. Это и Olympus SP-565UZ (кстати, вершина "незеркального" ряда Olympus), и Panasonic FZ28, и Sony H50, и Fujifilm S100fs. Недавно к этой когорте присоединилась и компания Canon (с моделями SX1 и SX10), и Casio (EX-FH20), и Nikon.

Часть 2

Во второй части обзора названы еще 13 лучших цифровых камер 2008 года.

Перейти ко 2-й части обзора

На главную страницу В раздел Фото Материалы "О фотографии"

© 2003-2009
Использование материалов сайта возможно только с разрешения автора